Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

От детства к взрослости

Кто ведет к взрослости?

Итак, ваш ребенок, вышел, фигурально выражаясь, из стен начальной школы. Многое начинает меняться в его жизни и поведении. Все чаще и чаще и окружающие, и вы сами называете его новым словом — подросток.

А что за словом? Что характеризует подростка? Чем он отличается от младшего школьника?

Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) — время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж.Ж. Руссо назвал подростковый возраст «вторым рождением».

Подростковый возраст — переход от детства к юности — первой ступеньке взрослости. Конечно, восьмиклассник, вступающий в пору юности, во многом отличен от пятиклассника, поэтому мы говорим о младших и старших подростках. Однако различия между ними не исключают того общего, что характеризует подростковый возраст в целом.

Отрываясь от мира детства, подростки постепенно, шаг за шагом, идут по пути, ведущему в мир взрослого человека. Именно поэтому подростковый возраст называют переходным. Своеобразное положение подростка в обществе (уже не ребенок, но еще не взрослый) и порождает многие трудности, с которыми приходится сталкиваться в семье при воспитании детей этого возраста.

Возраст подростка — переломный. Организм ребенка подвергается глубокой перестройке, причем в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их и учитывать при организации жизни подростка необходимо. Большое внимание должно быть уделено режиму труда, отдыха и питания, гигиене и физической, культуре.

С началом полового созревания меняется общий облик ребенка, появляются новые, ранее незнакомые ему чувства, влечения, переживания, возможны резкие перепады настроения, не всегда понятные даже самому подростку. К этому надо относиться внимательно, но спокойно. Следует помнить, что процесс полового созревания начинается и даже заканчивается раньше, чем растущий человек обретает духовную зрелость. Разрыв между завершением полового созревания и наступлением гражданской, социальной зрелости — одно из основных противоречий подросткового возраста.

Осознавая то новое, что появляется в его жизни, в отношении к нему окружающих, подросток все чаще задумывается о своих возможностях, особенностях, достоинствах и недостатках, о характере своих взаимоотношений с товарищами и взрослыми.

Одно из наиболее сильных желаний подростка — «стать взрослым», что в его понимании означает быть самостоятельным. Стремление к самостоятельности видно во всем: в учении, в труде, в выборе друзей, распределении времени. Подросток хочет сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мысли, суждения. Ход его размышлений примерно таков: «Я уже могу делать то же, что мой старший брат, значит, я такой же умелый, как он. Родители советуются со мной, как с равным, значит, я такой же взрослый, как они. Старшие ребята приняли меня в свою футбольную команду, значит, я такой же сильный, как они».

В семьях, где признается право подростка на известную самостоятельность, где своевременно меняется и отношение к нему и характер требований, он обычно развивается и взрослеет нормально. Если же стремление подростка стать взрослым в мнении окружающих и в своих собственных глазах подавляется мелочной опекой, излишней жесткостью контроля, недоверием к его возможностям, он начинает «завоевывать» самостоятельность самыми разнообразными способами и средствами, и в первую очередь такими, которые, как правило, осуждаются. Подросток становится упрямым, непослушным, грубым. Непонимание между ним и родителями растет, возникают конфликты и взаимные обиды.

Конечно, разумное предоставление подростку известной самостоятельности ничего общего не имеет с его полной бесконтрольностью и безнадзорностью. Подросток хочет быть взрослым, но далеко не всегда и не во всем может им быть. Ему необходимы постоянная помощь, советы, дружеское руководство родителей.

Когда мы говорим о переходе от детства к взрослости, мы должны помнить, что такой переход не совершается сам собой: это взрослые готовят ребенка к взрослости, и ход взросления ребенка невозможно понять, не обратив внимания на то, какими путями, способами, средствами они это делают.

Проблема подготовки к взрослости стояла перед человеческим обществом всегда. Другое дело, что на более ранних этапах исторического развития такая подготовка могла не быть и не была задачей самостоятельной: ребенка, как только появлялась физическая возможность для этого, непосредственно вовлекали в трудовые занятия. Помогая взрослым, он овладевал орудиями труда, трудовыми операциями, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Но не только этим — одновременно ребенок постигал и те отношения, которые существуют между взрослыми в труде.

Не стоит думать, что такой способ подготовки к взрослой жизни можно найти лишь в глубине веков или в примитивных культурах. Вспомним некрасовского мужичка с ноготок, который не просто чувствует себя кормильцем семьи наравне с отцом, но и в самом деле живет как трудовой человек; многие дети крестьян в России век-полтора назад не имели ни школьного детства, ни, соответственно, детства дошкольного, начиная вести «мужичью жизнь» сызмала.

С развитием общественного производства, с усложнением орудий труда подготовка к взрослости не могла уже быть успешной, если она не делала обучение детей специальной задачей, которая решается людьми, специально для этого предназначенными, — учителями. Требования к такой подготовке постоянно растут, сроки обучения постепенно удлиняются, а значит, увеличивается период ученичества ребенка.

Еще двести-триста лет назад подростковый возраст как бы и не существовал. Детство кончалось вместе с половым созреванием. Так что отрочество, оказывается, продукт глубоких социально-экономических преобразований нового времени, которое было ознаменовано, в частности, и созданием массовых школ.

Выше мы привели определение, которое дал отрочеству Ж.Ж. Руссо: «второе рождение». А ведь именно он первым обратил внимание на то, что такое явление — подростковый период развития — существует, и своей формулой подчеркнул его особенность: рождаясь вторично, человек рождается в жизнь сам. Мы и сегодня говорим о росте самосознания как важнейшей черте отрочества.

Факт увеличения «времени ученичества» чрезвычайно важен для всего хода развития личности. Пока ребенок остается учеником, пока он только готовится стать взрослым, сохраняется зависимость его от семьи, сохраняются функции воспитателей у родителей и учителей... Ситуация эта таит в себе известное противоречие, в последствиях которого (а также в способах преодоления этих последствий) нам как раз предстоит разобраться.

Итак, психологическая картина отрочества не предопределена биологически, она определена социальными обстоятельствами жизни. Но признание этого не может и не должно приводить к пренебрежению знанием тех сложных процессов перестройки, которые происходят в организме подростка и которые, разумеется, накладывают отпечаток на весь ход его развития.

Если хотите, чтобы подросток пришел к вам за помощью, открыл вам свою душу, — берегите именно те уголки его души, прикосновение к которым воспринимается болезненно.

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Реклама: