Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

От детства к взрослости

В движенье жизнь проводим мы, в движенье...

У человека, как и у любого живого существа, есть врожденная потребность в движении. В зависимости от того, удовлетворяется ли она и как именно удовлетворяется, эта потребность может или развиваться, или постепенно угасать.

Движения — важный естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка различных его органов и систем. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, человек лучше переносит нагрузки, он более устойчив к болезням. Дело в том, что движение само по себе требует определенного энергетического обеспечения, а также согласованной работы различных органов и систем. Благодаря движениям развивается способность организма изменять при необходимости уровень обменных процессов, накапливать «про запас», для предстоящих движений, энергию и пластические вещества; возрастает экономичность работы тела. Движения способствуют лучшему образованию белка. Следствие: усиление роста, увеличение мышечной массы и силы мышц. (При этом следует иметь в виду, что умеренные динамические нагрузки — бег, спортивные игры — способствуют увеличению роста в длину, а силовые — борьба, штанга, замедляя рост костей в длину, увеличивают их поперечные размеры, массивность.)

Все это весьма благоприятно сказывается на общем состоянии, самочувствии, внешнем виде и возможностях человека — силе, ловкости, подвижности, выносливости. Именно поэтому достаточное количество движений совершенно необходимо для нормального развития и здоровья подростка.

Благодаря движениям возрастает жизненная емкость легких, увеличивается окружность и подвижность грудной клетки. Легкие теперь лучше расправляются, кровоток во всех их отделах становится равномерным. Хорошая вентиляция легких необходима для того, чтобы организм получал достаточно кислорода; иначе не избежать неблагоприятных явлений: сниженной работоспособности, малой устойчивости к заболеваниям, головных болей или ощущения тяжести в голове...

Благодаря движениям полноценно развивается сердечнососудистая система. Особенно благоприятно то, что увеличивается мощность сердечных сокращений — это выражается в возрастании так называемого ударного объема сердца (т. е. количества крови, которое сердце выталкивает в аорту при каждом сокращении). Это значит, что тренированное сердце (при меньшем числе сокращений за единицу времени) способно лучше, чем нетренированное, снабдить кровью организм, — кислородом и питательными веществами, переносимыми кровью. Вместе с тем это позволяет сердцу и больше отдыхать: ведь если промежуток между его сокращениями увеличится, это значит, что оно дольше может находиться в расслабленном состоянии.

Сравнительно менее известны, но весьма важны и благоприятны изменения, возникающие в центральной нервной системе. Под влиянием физической нагрузки уменьшается раздражительность человека; он засыпает легче и скорее, сон его более глубок. (Не случайно вынужденное ограничение двигательной активности, а тем более полное «обездвиживание», например в экспериментальных условиях, весьма неблагоприятно сказывается на общем состоянии и самочувствии, причем на первом плане оказываются отклонения именно нервного характера.)

Между психическим развитием и характером движений существует прямая связь, которую легко проследить даже у грудного ребенка. Особенности его психического развития можно довольно точно оценить по тому, подвижен он или инертен в своих движениях, хаотичны или целенаправленны эти движения, совершается какое-либо действие экономно и рационально или же со множеством лишних движений, уверенно или неуверенно.

Известно, что равномерное движение, особенно ходьба, помогает сосредоточиться; во время ходьбы мысль становится живее, и, когда нужно принять какое-либо решение, а оно сразу не дается, лучше не сидеть за столом неподвижно, а ходить по комнате. Как отмечал Л. Н. Толстой, «при усидчивой умственной работе, без движения сущее горе. Не походи я, не поработай руками и ногами в течение хотя бы одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна».

Хотя движения — врожденная потребность организма, своевременное и правильное развитие движений ребенка (со всеми сопутствующими этому благоприятными последствиями) возможно лишь при определенных условиях, оно требует целенаправленных усилий, система которых и получила название физического воспитания.

Физическое воспитание, а также гигиена — благо для развития организма подростка, для сохранения здоровья, для поддержания высокой работоспособности. Не случайно среди школьников с низким или ниже среднего физическим развитием неуспевающие составляют до 40%, среди школьников со средним физическим развитием — около 10% и среди школьников с хорошим физическим развитием — только 4—5%.

Сущность физического воспитания можно свести к трем основным принципам.

Во-первых, это регулярное упражнение различных групп мышц, суставов и связок — в результате они действуют наилучшим образом и согласованно.

Во-вторых, это определенная нагрузка, тренирующая те системы, которые обеспечивают движения, — дыхательную, сердечно-сосудистую, улучшающая обмен веществ и энергии.

В-третьих, когда подросток выполняет определенное количество разнообразных упражнений, несмотря на то что его многое может отвлекать, многое может мешать ему, когда он стремится (и в состоянии) делать их правильно и в заранее намеченном объеме, — тогда у него, кроме всего прочего, складываются такие важные черты характера, как настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание, способность к самооценке и самоконтролю; у него возникает привычка, а затем и потребность твердо соблюдать определенные правила поведения.

Как отмечал основоположник учения о физическом воспитании П. Ф. Лесгафт, «нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом. Но такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным — оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике».

В повседневной жизни имеется много способов удовлетворения потребности ребенка в движении, начиная с самого раннего детства. Надо надеяться, что к подростковому возрасту родителями создан в этом отношении определенный «задел».

Но у подростков задачи физического воспитания усложняются. Помимо закрепления всего того, что было достигнуто раньше, необходимо обучать подростков основным видам движений, которые выполнялись бы в различных по сложности условиях (преодоление полосы препятствий, игры, соревнования), дать основы спортивной техники по лыжам, конькам, легкой атлетике, играм с мячом, а также закрепить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В целом нагрузка у подростков может быть большей, чем у детей младшего школьного возраста, однако чрезмерных нагрузок следует избегать, так как в этом возрасте ресурсы организма в значительной степени используются на пластические процессы (увеличение длины тела, массы), и лишь с 11—12 лет можно постепенно увеличивать удельный вес упражнений, требующих силы.

В физическом воспитании подростков учитывайте такую их особенность: они нередко склонны переоценивать свои возможности в двигательной деятельности, а неудачи, срывы, низкие результаты в различных видах физических упражнений могут вызывать у них неприятные переживания — так возникает отрицательное отношение к занятиям физическими упражнениями. Заметим, что многих подростков не устраивает их физическое состояние, особенности их телосложения. Они стесняются своих узких плеч, впалой груди, недостаточно развитой мускулатуры. К счастью, недостатки фигуры можно исправить с помощью специальных упражнений, были бы желание и настойчивость в осуществлении этой цели. Следует внушать подростку уверенность в своих силах, в возможности воздействовать на особенности своей фигуры в желаемом направлении. Для этого существуют специально разработанные комплексы так называемой атлетической гимнастики, которые можно найти в журналах по физической культуре.

Такие занятия, между прочим, помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния подростка.

Помимо этого, такие занятия — важный способ полезного использования избытка энергии, которая может не найти другого достойного выхода. Известно, что занимающиеся спортом подростки и юноши опережают сверстников в физическом развитии. Вместе с тем у них позже начинаются поллюции, отмечается более позднее нарастание полового влечения. Физические упражнения благоприятно влияют на состояние подростков и юношей, отвлекают их внимание и энергию от половых переживаний. Вместе с тем подростки-спортсмены, обгоняя сверстников в физическом развитии, привлекают больше внимание девочек, спортивные победы (да и просто участие в сражениях за победу) создают им определенный престиж... Занятия спортом способствуют развитию самостоятельности, активности, целенаправленнности подростков. При правильном половом воспитании все это способствует более гармоничному построению отношений с девочками, девушками, в хорошем смысле облегчает эти отношения.

Реклама:
return_links(1); ?>