Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

От детства к взрослости

Не ждать!

Какие же особенности и тенденции возрастного развития надо учесть, чтобы суметь занять эту единственно верную позицию?

Вдумаемся в само слово «подросток». Не случайно корень этого слова «рост». Ростки нового появляются при смене любого возрастного периода следующим. Но если скажем, для дошкольного и младше школьного возраста вехами являются сдвиги в социальной позиции (приход ребенка школу, новая позиция учащегося), то при переходе к подростковому возрасту такой четкой социальной границы нет. Основные новообразования этого периода чисто психологические и физиологические. Паспортный возраст здесь не является определяющим: дети могут вступать в пору отрочества в разное время. Ребенок становится подростком тогда, когда в нем — в зависимости от индивидуальных особенностей и условий его развития — пробуждаются ростки нового отношения к себе.

Дело именно в переходе от одного статуса к другому, от статуса ребенка к статусу взрослого. Со становлением взрослости и связаны ростки нового в подростке. Субъективно он считает себя уже взрослым во многих сферах и хочет, чтобы и окружающие относились к нему как ко взрослому. Взрослый должен уметь видеть эти новые стремления подростка — видеть, учитывать и именно ими руководствоваться, строя свои отношения с ним.

При этом очень важно, чтобы изменение отношения взрослого к подростку предупреждало требования подростка, а не являлось ответом на них. Взрослый не должен ждать, когда подросток предъявит ему требования насчет изменения характера их отношений и границ своей самостоятельности. Нет, взрослый должен первым изменить эти отношения, учитывая и стремления ребенка, и возросший уровень его возможностей.

Если ребенок сам, по своей инициативе начинает ломать не удовлетворяющие его рамки отношений, то взрослый может оказаться в положении человека, вынужденного сдавать свои позиции. Это как раз и чревато возможностями конфликта, в результате которого развивается отчужденность, взаимное непонимание, и в конечном счете взрослый упускает возможность направлять и вести подростка. Подростку начинает казаться, что взрослый несправедлив к нему, недооценивает его, не хочет считаться с ним. Чувство обиды усиливает его стремление к независимости, желание выйти из-под влияния взрослого. В таком состоянии подросток уже не способен реально оценивать свои возможности. Его стремление к самостоятельности начинает принимать искривленные, уродливые формы, и конфликт со взрослыми может затянуться на очень длительное время.

Итак, увидеть ростки нового в подростке, своевременно изменить характер отношений с ним и занять позицию ведущего — это важный, ключевой момент, определяющий для взрослого возможность влиять на подростка, возможность воспитывать его.

Однако, для того чтобы удержать позицию ведущего, взрослый должен отчетливо представлять, в чем именно, в каких сферах своей жизни подросток хочет быть или казаться взрослым.

Развитие взрослости может происходить в каком-то одном направлении или сразу в нескольких.

Наиболее существенное из этих направлений связано с интеллектуальным развитием подростка. Показатель развития этой формы взрослости — стремление подростка выйти за пределы школьной программы, возникновение у него активных содержательных интересов. У подростка появляется дифференцированное отношение к школьным предметам: интересующим его он может отдавать все свое свободное время. В то же самое время интересы подростка могут быть и неустойчивыми, часто меняться. Но это не следует рассматривать как отрицательное явление. Важно лишь, чтобы одни познавательные интересы сменялись другими, познавательными же; осваиваемые при этом навыки самостоятельной работы будут полезны подростку в его дальнейшем образовании и самообразовании.

Чрезвычайно важна и другая линия, по которой идет взросление подростка. Это взросление в области морально-этической. Мы уже говорили о том, что подросток необычайно чуток к моральным оценкам, к этическим вопросам и проблемам, которые встают перед ним в отношениях с товарищами и взрослыми. Подростки активно усваивают моральные нормы и ценности, много размышляют над ними, спорят о них. И между собой и со взрослыми они часто обсуждают поступки людей, мотивы поведения, выказывая известную зрелость в их оценке. Подростка болезненно ранят не-справедливость, ложь. Основной показатель морально-этического взросления подростков — это становление у них собственных взглядов, критериев и настойчивости в их отстаивании.

Взрослость подростка может проявляться и в его трудовой деятельности. Значительно расширяется сфера приложения его трудовых умений, накапливаются и совершенствуются его трудовые навыки. Они не только находят применение в самообслуживании и в помощи родителям в домашних делах, но все более тесно связываются с содержательными интересами подростка. Увлечения ребят, как правило, требуют немалого ручного труда, будь то моделирование или выпиливание, уход за животными или выращивание растений. Приобретение знаний и трудовых умений в любой из этих областей, реально приближает подростка к взрослым, ведь он начинает выполнять элементы реальной трудовой деятельности умудренного жизненным и профессиональным опытом человека.

И наконец, взрослость подростка может проявляться в повышенном внимании своему внешнему виду, в стремлении подражать манере одеваться, манере поведения, старших, в копировании отношений между взрослыми. В глазах некоторых подростков основными становятся внешние признаки взрослости — манера одеваться, употребление косметики, свобода распоряжаться деньгами и временем, раскованность в разговоре. Стремление усвоить особенности внешнего облика взрослого и манеры его поведения само по себе может быть показателем известного взросления ребенка. Важно при этом на какие образцы ориентируется ребенок, какое место эти стремления занимают в реальном взрослении. Эта форма проявления взрослости подростка обычно является одной из первых, поскольку внешние отличия взрослого от ребенка достаточно очевидны быстрее всего бросаются в глаза. Поэтому кстати, и родители нередко видят, только, сторону взросления подростка и пытаются бороться с ней путем запретов, закрывая глаза на содержательные стороны процесса упуская тем самым возможность руководить им.

Развитие взрослости подростка не ограничивается каким-либо одним из этих проявлений. Оно должно произойти во всех сферах. На каждом отдельном этапе преобладающим может оказаться любое из них. При этом задача воспитания — гармоническое развитие всех форм взрослости подростка с соблюдением необходимых пропорций между ними.

Знание основных тенденций развития подростка подскажет родителю средства и методы конкретного воздействия на ребенка, выбор правильных форм взаимодействия с ним. На каждый отдельный случай невозможно дать определенного рецепта: будем лишь помнить, что главное — помочь подростку преодолеть трудности переходного периода, помочь овладеть содержанием и способами взросления.

Реклама:
return_links(1); ?>