Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

От детства к взрослости

Помогая взрослению

Помочь подростку взрослеть — это значит создать в семье такой стиль отношений, который поставил бы ребенка в реальные условия жизни по нормам и требованиям, предъявляемым к взрослым. Необходимо расширять сферу самостоятельности подростка, круг его прав и обязанностей. Важно, чтобы в семье была действительная, а не декларативная нужда в труде и заботах ребенка. Должна произойти настоящая перестройка способов общения с ребенком: именно в семье он должен научиться уважать личность другого человека, научиться такту, бережному, внимательному отношению к людям. И гарантией этого может быть, прежде всего, бережное, уважительное отношение к нему самому.

Интеллектуальное развитие ребенка также требует от семьи постоянного внимания и заботы. Поощряйте познавательные интересы подростка, развивайте его любознательность, побуждайте к самообразованию.

В подростковом возрасте даже собственно учение во многом опирается на самообразование и самосовершенствование. Помочь подростку овладеть навыками самостоятельного движения в знаниях, способами самостоятельной работы с книгой, с учебником, справочником — посильная задача для каждого из нас. Направить подростка по пути интеллектуального взросления — это значит пробудить в нем стремление к овладению настоящими, глубокими знаниями.

Развитие морально-этической взрослости подростка связано с умением разбираться в поступках и отношениях людей. Помочь подростку в этом — значит научить его понимать мотивы поведения людей, видеть причины и следствия поступков не только окружающих, но и своих собственных. Оценивая поступки других, подростки нередко склонны не замечать недостатки в своем собственном поведении. Научить подростка критически относиться к себе, к своим поступкам — значит помочь ему сделать важный шаг на пути морально-этического взросления. Для этого важно пробудить у ребенка способность к сопереживанию, воспитать способность к сочувствию. Важным средством может послужить тут совместное обсуждение прочитанных книг, увиденных фильмов, событий окружающей жизни. И еще — очень важно, чтобы взрослый заинтересованно относился к самому подростку, к его внутреннему миру, к волнующим его вопросам, тревожащим его отношениям с товарищами и сверстниками, нужны душевный контакт и душевная близость с ним.

Для развития взрослости подростка очень важны различные формы его совместной трудовой деятельности со взрослым. Труд рядом и наравне со взрослым рождает у ребенка чувство удовлетворения и гордости, поддерживает и укрепляет чувство собственного достоинства, пробуждает уважение к себе. Эти положительные эмоции чрезвычайно важны для налаживания и закрепления контактов между взрослым и подростком.

Что касается становления внешней взрослости подростков, тут вернее идти не путем запретов и наказаний за чрезмерное увлечение броской атрибутикой взрослости, а путем воспитания хорошего вкуса, правильных эстетических представлений. Кроме того, важно подчеркнуть следующее: гармоническое развитие содержательных сторон взрослости подростка, т. е. развитие его интеллектуальной, трудовой и морально-этической взрослости, ведет к тому, что подражание внешним формам взрослости не выходит из разумных границ и не занимает в жизни подростка значительного места.

Подросток многое видит, замечает, но как часто не под тем углом зрения! Он много знает, но этого еще так мало... Он весь в движении, в нем так мало устоявшегося, прочного. Он весь в будущем, это человек в проекте. В нем все еще только может быть. И будет или нет — в значительной мере зависит от того, как и куда поведем его мы с вами. Хватит ли у нас сил, умения, желания вести его по нелегким дорогам отрочества, и при этом вести его так, чтобы — помните, как у Сухомлинского? — чувствуя нашу руку, он все же шел самостоятельно, сам принимал решения и сам отвечал за себя?

Только в такой самостоятельности действительно взрослеет подросток. Он начинает по-иному относиться к себе, начинает чувствовать себя взрослым. Он ищет для себя эталоны взрослости, подравнивается к тем, кого считает в чем-либо более взрослым, стремится дотянуться до них. Причем стремление это не всегда осознано, не зря психологи называют его чувством взрослости.

Подросток много думает о себе, и возникающее у него чувство взрослости начинает определять его оценки и самооценки, отношение к своим поступкам, поступкам сверстников, старших. Педагогам и родителям надо ориентироваться на это чувство, опираться на него.

Конечно, степень проявленности чувства взрослости, его яркость у разных ребят не одинакова. Если мы признаем право подростка на известную самостоятельность, относимся к нему с уважением, своевременно меняем характер требований и форму, в которой они предъявляются, то чувство взрослости не будет ущемлено, и в таких случаях подросток развивается и взрослеет, как правило, без конфликтов.

Совсем другое мы видим в семьях, где это чувство ребенка подавлено мелочной опекой, излишней жесткостью контроля, недоверием к самостоятельности. В таких случаях подросток не имеет возможности почувствовать себя в какой-то степени взрослым и утвердить себя таким во мнении окружающих. Но это необходимо ему! И вот он начинает грубить, упрямиться, возникают обиды, конфликты, растет и углубляется взаимное непонимание. Иногда кончается тем, что подросток, по существу, уходит из семьи, т. е. уходит из-под контроля и влияния, становится чужим в семье.

Внешних признаков конфликта в семье может и не быть. Однако подавление у подростка чувства взрослости ведет к тому, что он замыкается, уходит в себя или ищет такой круг общения, где его притязания на взрослость находят удовлетворение. Парадокс заключается в том, что в этом новом кругу (а часто это бывают дворовые компании, возглавляемые более старшими ребятами) подросток нередко становится безропотным исполнителем любых приказов. Его приняли в общество более взрослых и самостоятельных людей, его признали равноправным и он готов сейчас смириться с любыми требованиями, как бы неприглядны они ни бы ли. Рядом с ним оказывается взрослый, но не тот, кто должен быть, кто ему действительно нужен. А чтобы этого не случилось, необходимо так строить внутрисемейные отношения, чтобы ребенок принимал не формальное, а настоящее участие в общих семейных заботах.

Естественно, вы позаботитесь о том, что бы личность подростка развивалась гармонично: вы будете формировать его познавательные интересы, развивать способности, воспитывать общественно ценные качества.

«В нашей стране, — писал А. С. Макаренко, — только тот человек будет полноценным, потребности и желания которого есть потребности и желания коллективиста». Чтобы подросток сумел найти свое место в будущей жизни, он должен овладеть всей богатейшей практикой коллективистических отношений: уметь согласовывать свои желания и интересы с желаниями и интересами коллектива, научиться радоваться общими радостями, печалиться общими печалями, соотносить свою деятельность с общими целями. Подросток, в общем, готов к этому: ведь одна из его основных возрастных особенностей — неудержимая тяга к общению, к коллективу, к совместной деятельности с товарищами.

Это стремление подростка к общению важно направить в нужное русло, и роль направляющего пусть примет на себя взрослый.

Реклама:
return_links(1); ?>