Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

От детства к взрослости

Умеет ли он дружить?

Во дворе любого дома можно увидеть играющих ребят, среди них и подростков.

Присмотримся к ним, понаблюдаем. Вот появляется Петя из первого подъезда, и ребята стайкой бросаются к нему; не проходит и пяти минут, как игра уже в разгаре. Вышел во двор и Миша, но к нему почему-то никто не подходит. Он стоит один, его как будто не замечают. Тогда он сам идет к играющим; его не гонят, нет, но ребятам просто не до него. А ведь Миша совсем неплохой мальчишка. В чем же секрет?

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как встречают сверстники вашего ребенка и как к нему относятся? Рады ли они ему, бегут ли ему навстречу? Или его появление проходит незамеченным? А может быть, его даже избегают, не хотят принимать в игру? И вообще, знаете ли вы, с кем и как дружат ваши дети? Чем интересуются товарищи ваших детей, о чем разговаривают, когда бывают вместе? Что дает вашему ребенку эта дружба, чем она обогащает его, чем он обогащает друга? Кто из них задает тон в дружбе, а кто этот тон принимает? Короче — какие отношения связывают вашего ребенка с его друзьями, какую позицию он в этих отношениях занимает, удовлетворяют ли его эти отношения и эта позиция?

«Знаю ли я, с кем дружит мой сын? Конечно, знаю. С Мишей (или с Петей, или с Володей)» — так, не задумываясь, ответят многие родители, вполне уверенные в том, что этого знания вполне достаточно. А так ли это? Подумали ли вы, почему ваш сын дружит именно с Мишей, а не с Витей; что ему нравится в Пете, за что ценит Володю? А за что друзья ценят его самого?

К сожалению, многих отцов и матерей это не интересует. Обычно волнует другое: как учится ребенок, как ведет он себя в школе и дома. Да, и это, конечно, важно. Но есть не менее важная сторона его жизни. Умеет ли он дружить с товарищами? Родителям надо знать не только то, с кем дружит их ребенок, но и как он дружит, как складываются детские отношения, что лежит в их основе: справедливость, отзывчивость, желание и умение прийти на помощь или же подчинение одного другому, эгоизм. Только зная это, можно направить нравственное развитие ребенка по правильному пути. Ведь из его сегодняшних отношений с друзьями вырастает характер его будущих отношений с людьми.

Вам, наверное, не раз приходилось видеть: ваш ребенок-подросток вдруг загрустил, не идет гулять, все валится у него из рук, он становится неразговорчивым, а порой просто грубым. Вы готовы прочитать ему очередную нотацию и даже наказать, не задумываясь о том, что с ним. Напрасно. У подростков многие глубокие и серьезные переживания вызываются неблагополучием в их отношениях с друзьями.

Мы уже говорили о том, что в отрочестве складываются две системы отношений — со сверстниками и со взрослыми, что дети по-разному осознают и проявляют себя в них.

В самом деле, если в отношениях со взрослыми подросток занимает все-таки подчиненное положение, положение младшего, ведомого, то подростки-ровесники формально равноправны и их реальные взаимоотношения могут складываться по-разному, при этом каждый ребенок практически имеет возможность оказаться в роли как командира, так и исполнителя.

Именно поэтому общение со сверстниками становится в эту пору чрезвычайно важным для развития ребенка, можно сказать, главной действующей силой его развития. Общение с ровесниками дает подростку возможность померяться силами — физическими и духовными — с равными себе, ощутить и оценить себя и других. Оно делает жизнь подростка эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе.

В общении — что очень важно для становления человеческой личности — складываются мерки, по которым оцениваются поступки, усваиваются морально-этические нормы, правила общественно приемлемого поведения. Общение способствует росту познавательных интересов, дает толчок к самообразованию.

Под влиянием товарищей подросток может иногда измениться самым неожиданным образом. Один станет вдруг непослушным, грубым, дерзким. На другого общение с другом подействует положительно. Родители ломают голову над причинами неожиданных перемен в своем ребенке. А «причины» рядом: они стучат в вашу дверь и долго мнутся на пороге, не решаясь войти; они ожидают вашего сына за углом и взволнованно обсуждают с ним события дня. Эти «причины» — друзья ваших детей. Именно они подчас незаметно и быстро изменяют ваших детей так, как вам не удается даже при больших стараниях. Они помогают (или мешают) вашему сыну, дочери становиться личностью. А вот будет ли это помощью или помехой — во многом зависит все-таки от вас.

Зная, что общение со сверстниками — необходимое и важное условие становления личности подростка, пусть родители будут готовы к тому, что их ребенок потянется к товарищам, что друзья будут ему важны и необходимы, что именно отношения с ними составят центральное ядро его переживаний, волнений, тревог и что ему может понадобиться благожелательная помощь более опытного старшего друга, на которую вправе рассчитывать каждый подрастающий человек.

Реклама:
return_links(1); ?>