Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

От детства к взрослости

Новые друзья — новые интересы

Алексей был спокойным, любознательным мальчиком. Рано научившись читать, он много времени проводил за книгами; маму это радовало.

Очень рано начал интересоваться техникой. Приготовление уроков не требовало от способного мальчика особых усилий, и поэтому много времени оставалось у него на любимые занятия. Сначала он мастерил приемник, научился разбираться в сложных схемах, а затем с отцом начал изучать автомобиль. Журнал «Юный техник» стал его верным спутником. Среди сверстников он выделялся высоким уровнем развития. Большую часть времени мальчик проводил в семье, занимаясь своим любимым делом. Во дворе же почти никогда не появлялся, опыта свободного общения со сверстниками у него не было. Ребятам с Алешей было неинтерес-но, а то, что интересовало ребят, не привлекало Алешу.

Родители относились к Алеше как к взрослому, равноправному члену семьи. С ним советовались о семейных делах, его желания всерьез обсуждались, для поддержки его познавательных интересов в семье создавались все условия.

Но шло время, и родители начали задумываться: почему у сына нет друзей, почему он всегда один? Раздумья эти стали в конце концов тревожными, и мама решила пойти в школу. «Помогите моему сыну найти друзей», — обратилась она к классному руководителю. Вместе они решили предпринять первый шаг, который мог бы сблизить Алексея с ребятами, — попросить его организовать в классе радиокружок.

Алексею эта мысль пришлась по душе, он увлекся новым делом. Ребята быстро оценили глубину его знаний, увидели в нем хорошего товарища, стали часто бывать у него дома.

Радиокружок стал для него первым шагом в мир сверстников: он не только открыл Алексея ребятам, но и ребят Алексею. Теперь ему стало интересно всё, и спортивные соревнования, и пионерские сборы, и туристские походы. Мир сверстников оказался настолько привлекательным, что у мальчика теперь уже не хватало времени на занятия, которые прежде поглощали его целиком. Жизнь наполнялась новым содержанием. У него появилось много товарищей, выявились и новые интересы, новые увлечения.

Маме Алексея казалось, что захлестнувшая сына волна — что-то особенное, характерное только для него. Но действительно л это исключительный случай?

Дмитрий, одноклассник Алексея, был мальчиком тихим, застенчивым, не уверенным в себе, порой он просто побаивался общества шумных задиристых сверстников. Друзей у него почти не было.

Отец его, столяр-краснодеревщик, очень любил свою работу, много мастерил дома и часто с увлечением рассказывал сыну о тонкостях своей профессии. Тот нередко принимал участие в обсуждении эскизов и проектов будущих изделий.

От отца к мальчику перешла любовь к живописи, к скульптуре. Всех членов семьи связывали очень теплые отношения. Вместе им всегда было весело и интересно. Казалось, причин для каких-либо волнений в этой семье нет и не может быть. «У меня самые лучшие родители на свете», — с гордостью сказал однажды Дмитрий.

Но в V классе с ним произошли резкие перемены: замкнутого, тихого мальчика словно подменили. Он стал целыми днями пропадать в школе, с увлечением занялся пионерскими делами, делал доклады на сборах, записался в разные кружки.

Потребность в общении с ребятами была настолько велика, что пересилила особенности характера подростка — робость, застенчивость, неуверенность в себе; он становился все более деятельным и общительным.

Но теперь он стал хуже учиться. И это обеспокоило родителей, они начали придирчиво контролировать его. В ответ он стал прибегать к различным уловкам, лишь бы ук-лониться от вмешательства в свои дела: «Не задали! Сделал все в школе! Забыл дневник!» Он твердо держался своей линии: учиться так, чтобы лишь не остаться на второй год.

Если раньше родители не испытывали трудностей в воспитании Дмитрия, то теперь эти трудности появились. Отмечая упрямство и непослушание сына, мать говорила: «Разве я могла предположить, что он будет таким? Ведь он всегда был таким хорошим, что оставалось только пылинки с него сдувать. А теперь?»

Конфликты возникали и в связи с появившимися у Дмитрия новыми стремлениями и привычками, которые он перенимал у старших ребят. Все время рвался уйти из дому под разными предлогами. Запреты на него не действовали; он замыкался в себе и продолжал поступать по-своему. Пытался вразумить подростка классный руководитель, но и его беседы тоже не помогали.

Дмитрию было, конечно, неприятно доставлять огорчения родителям. Однако влияние друзей и безудержное желание выглядеть самостоятельным и взрослым были сильнее этих переживаний, и очень часто он поступал вопреки требованиям и просьбам родителей. Стал скрывать от них поступки, которые вызывали их недовольство, плохие оценки. Мальчик стал, как будто стесняться своих родителей. Просил маму не приходить, когда в классе (такая у них была традиция) отмечали его день рождения, заливался краской, когда она подходила к нему на улице, и очень стеснялся, если она при этом делала какие-то замечания.

В школе Дмитрий был иным, чем дома. На уроках вел себя хорошо и почти не получал замечаний, требования классного руководителя выполнял, как правило, без возражений. В школе он как бы заранее избегал всяких осложнений и конфликтов, чтобы не оказаться в унизительном положении. Ведь здесь на него смотрели не только взрослые, но и ребята. А получить замечание от взрослого при сверстниках...

Всякая отрицательная общественная оценка неприятна подростку. Она не дает ему возможности с должным уважением относиться к самому себе и поэтому очень болезненна для него, особенно если в этой оценке звучит насмешка. Даже то, что взрослым иногда кажется совершенно невинной шуткой, безделицей, пустяком, может быть воспринято подростком как обида и оскорбление: «Вы смеетесь над нами! А мы этого терпеть не можем!»

Реклама:
return_links(1); ?>