Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

От детства к взрослости

Увидеть себя — каким?

Мир сверстников так притягателен потому, что он дает подростку возможность сравнить себя с другими, равными по возрасту, опыту, силам, умениям. Сравнить — и по-новому взглянуть на себя, оценить себя. А это так важно!

Оценка самого себя — совершенно необходимое условие развития личности. До сих пор подростку давали оценку взрослые, а теперь он учится оценивать себя сам. И не только себя, но и других — и товарищей, и взрослых. Да и на нас, взрослых, он начинает смотреть по-иному, пытливо и критически. Он хочет многое от нас узнать, многому научиться, но он же и судит нас — и очень сурово. Поэтому наша требовательность к себе должна быть всегда выше уровня его требований к нам. Только при этом условии мы сохраним свой авторитет, свое право быть взрослыми в глазах подростка.

Сочувствие, сопереживание, радость, разделенная со сверстниками, одобрение, полученное от равных себе, очень важны подростку: они обогащают его чувства, его внутренний мир.

Но далеко не все перенимаемое ребенком у товарищей хорошо. Он может набраться и дурных манер, и вредных привычек, а его стремление к самостоятельности может принять нежелательное обличье.

Ребенка окружает сложный мир человеческих отношений. Как разобраться, что хорошо, а что плохо в этом мире? Как выработать свою систему взглядов и убеждений?

Это очень сложный, длительный процесс, идет он под влиянием всей окружающей ребенка обстановки. Семья, школа, книги, которые он читает, фильмы, которые он смотрит, беседы, которые ведут с ним взрослые, — все это накладывает отпечаток на его взгляды, развивает его как личность.

Вместе с тем очень важно, чтобы получаемые подростком знания прошли через непосредственный опыт его собственных переживаний, через опыт его отношений с людьми. Ему надо все испытать самому, надо все проверить опытом собственных отношений. А их подростки строят по заимствованному образцу: мир отношений подростков можно назвать своеобразной моделью отношений взрослых. Конечно, не всё в этой модели подростку удается воспроизвести верно, да и далеко не всякие отношения взрослых могут служить образцом для подростков. Несомненно одно: отмечая и усваивая те или иные стороны отношений взрослых, воспроизводя их в отношениях с товарищами, подросток «учится на взрослого», т. е. учится по-взрослому строить свои отношения.

Мир сверстников тем и привлекателен, что здесь можно проверить, примерить к себе, глубже понять мир взрослых, приобщиться к нему.

Маша была очень общительной девочкой всегда. С первого класса она постоянно была окружена друзьями — и мальчиками, и девочками, и в классе, и во дворе. Сверстники считали ее справедливым, хорошим товарищем, к ней шли за советом, за помощью, ей непременно «докладывали» обо всех происшествиях.

Казалось бы, мир сверстников был давно открыт Машей, мало того, он был хорошо освоен и обжит прочно. И все же отрочество принесло перемены и для нее. Теперь Машу привлекают уже не только и не просто общие со сверстниками дела: ее стали интересовать человеческие качества и отношения людей.

Маша много думает о своих отношениях с близкими подругами, об отношениях ребят между собой и пытается разобраться в том, что ей в этих отношениях нравится и что не нравится. «Вера — хорошая подруга, но она очень часто обижается. Нельзя быть такой обидчивой. Не понимает шуток... С ней никто не может дружить. Зина — хорошая девочка. Только вот я ей все рассказываю, а она мне — нет».

Если в этих отношениях ребят проявляется несправедливость, если унижается человеческое достоинство, Машу это не может оставить равнодушной: «Виктор у сильных ребят на побегушках. Что они захотят, то он и делает. Как так можно?»

Сложнее стали и отношения с мальчиками. Маша по-прежнему пользуется у них авторитетом и уважением, старается держаться с ними по-дружески, но в ее поведении появилось нечто новое — нотки мягкой женственности и уверенности в себе. Мальчики это почувствовали и безоговорочно приняли.

Маша предъявляет высокие и разносторонние требования к людям, к их поведению и отношениям. Она задумывается над вопросами, которые ее сверстников еще только начинают волновать. Она стремится оценивать сверстников с разных точек зрения: и по характеру, и по общественной активности, и по уму, старается понять мотивы поведения и отношений людей. В отношениях с товарищами она ищет взаимопонимания, сопереживания, душевной тонкости. Эти размышления позволили Маше по-новому взглянуть на товарищей.

Такой высокий уровень развития девочки в значительной мере объясняется тем, что Маша очень рано заняла в семье положение взрослой. Она была старшей дочерью, и мама была ее настоящим другом и советчиком, близко принимала к сердцу ее дела и заботы. Самостоятельность Маши ни в чем не ущемляли, ее размышления и переживания всегда находили отклик и понимание. И Маша со всеми своими радостями и огорчениями тянулась к матери, более того, и своих друзей приводила к ней за советом в трудную минуту. «Я чувствую, что с каждым днем нужна ей все больше и больше» — так говорит Машина мама, и мы можем лишь порадоваться за нее.

Реклама:
return_links(1); ?>