Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

От детства к взрослости

Сравнивая себя с собой

Если вы хотите помочь ребенку разобраться в себе, правильно оценить свои достоинства и недостатки, стоило бы узнать, что в наибольшей степени ценится его одноклассниками. Но это хоть и важное, но все-таки второе дело. Самое же главное — научить видеть и оценивать, сравнивая не с другими, а с самим собой: я вчера... я сегодня... я завтра... Или: какой я сейчас... каким могу быть...

Уметь сравнивать себя с самим собой — задача весьма нелегкая даже для нас — взрослых, сформировавшихся людей. Она требует постоянных духовных усилий: способности освобождаться от понятной симпатии к «себе, любимому», мужества в признании собственных промахов и неудач, внимания к якобы незначительным событиям и поступкам. Но подросток, как это ни парадоксально, решает такую задачу практически ежедневно. Именно в отрочестве так остро, как никогда до или после, растущий человек ощущает перемены, с ним происхо-дящие, пытается понять и осмыслить, «откуда и куда он идет».

Другое дело, что попытки эти порой напоминают бег на месте. Понять себя подростку трудно прежде всего потому, что он не умеет разобраться в причинах происходящего с ним. Он может часами вспоминать и вспоминать, как на него кто-то посмотрел, какие слова ему сказаны, воображать совершенно фантастические способы своего триумфа или отмщения обидчику. Но дальше таких буксующих живописных, эмоционально насыщенных сцен — душераздирающих или радужных — дело не идет. Не идет потому, что нет у подростка способов иного отношения к себе.

Какого иного? Мы имеем в виду вот что. Стремясь разобраться в каком-то личностно значимом событии, необходимо отстраниться от его непосредственного пережива-ния, встать в «самонаблюдающую» позицию, понять, что побуждало участников этого события (включая тебя самого) вести себя так или иначе.

Родители могут помочь подростку и тут. Положим, ваша дочь рассказывает вам о том, что учительница была к ней в чем-то несправедлива. Попросите ее рассказать ту же самую историю, но так, как видела ее учительница или подруга, которая при этом присутствовала. Такое своеобразное упражнение поможет вашей дочери посмотреть на себя со стороны, а поэтому глубже понять себя, причины своих поступков и поступков своего оппонента, по-иному оценить то, что показалось обидным и несправедливым. Меньше всего в этом случае надо задаваться вопросом, кто виноват. Цель иная — помочь подростку действительно увидеть и как бы изнутри понять другую точку зрения. Научиться этому — значит для подростка сделать важный шаг в развитии самосознания.

Реклама:
return_links(1); ?>