Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям (ч.1)

Прогрессивные педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям.

Интересные открытия и выводы по этому вопросу мы находим в учении великого чешского педагога Я. А. Коменского. В его педагогической системе четко обозначились такие важные положения: весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, выявлять эти особенности надо путем систематических наблюдений.

Много оригинальных мыслей об изучении ребенка, о понимании его духовного мира и методах воздействия на него мы находим в педагогических трактатах Жан-Жака Руссо, в практической деятельности Генриха Песталоцци, в опытах общественного воспитания детей, проведенных Робертом Оуэном. И Песталоцци, и Оуэн практически доказали важность индивидуального подхода в перевоспитании детей с дурными наклонностями, причем, что особенно важно, они подчеркивали силу воздействия на детей доброты, чуткости, участия воспитателя, уважения и личности ребенка, говорили о влиянии примера педагога. Проблема индивидуального подхода к детям получила развитие и в учении прог-рессивных педагогов и общественных деятелей России.

Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек, но в то же время высказывал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя дать каких-то определенных рецептов и советов. Тем самым он подчеркнул творческий характер проблемы, предложив воспитателю самому выбирать из имеющегося арсенала педагогических средств те, что наиболее помогут ему подойти к данному ребенку в данной ситуации.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой в журнале «Ясная Поляна» делится своими педагогическими размышлениями о своеобразии индивидуальных проявлений его учеников. Со свойственным ему талантом писателя и педагога он подмечает каждый штрих в характере воспитанников. Тревожная любовь к детям лежит в основе индивидуального подхода в педагогическом учении Толстого.

Немалый вклад в развитие вопроса об индивидуальном подходе к детям внесли революционные демократы А. И. Герцен, B.Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Что особенно важно, они рассматривали вопрос об индивидуальности человека, о развитии его задатков, о воспитании стойкости, принципиальности в связи с общими задачами подготовки людей, способных вести решительную борьбу с общественным злом.

Для нас чрезвычайно интересным является то, что педагоги и общественные деятели дореволюционной России придавали значение разработке теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и это в свою очередь находило отражение в работе детских садов.

Прежде всего нужно назвать имя Е. Н. Водовозовой, ученицы и последовательницы К. Д. Ушинского. Она указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка для того, чтобы уметь всесторонне анализировать поступки детей, которые, по ее мнению, являются верным зеркалом их умственного кругозора и нравственности. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считая его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством против возможных детских пороков. Вместе с тем она, так же как и К. Д. Ушинский, предупреждала, что совершенно невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные. Этим она подчеркивала важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку.

Большое внимание индивидуальному подходу уделялось в практической работе отдельных детских садов в России, руководителями которых были такие педагоги, как А. С. Симонович, C.А. Люгебиль, М. А. Кудрянова, М. X. Свентицкая. Они стремились предоставить детям возможность проявить свои интересы и активность при выборе занятий и игр.

Критически используя педагогическое наследие прошлого, выдающиеся педагоги Н. К. Крупская и А. С. Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.

При этом Н. К. Крупская считала особенно важным изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей. Развитие индивидуальных качеств каждого ребенка она рассматривала как обязательное и необходимое условие его всестороннего развития. «Воспитание,— писала она,— направлено на то, чтобы в каждом ребенке развить все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развивать его личность, его индивидуальность».

Индивидуальный подход, указывала Н. К. Крупская, должен осуществляться в неразрывной связи с общими политическими и идейными задачами нашего государства. В этом вопросе она исходила из того, что воспитание требует научно обоснованного изучения ребенка, изучения со знанием методологических основ. Нельзя изучать его «вообще». Следует придерживаться указаний основоположников о роли наследственности, среды и воспитания в формировании личности. При изучении особенностей ребенка ни в коем случае нельзя ограничиваться только психологическими и физиологическими исследованиями, хотя, как отмечала Н. К. Крупская, эти исследования имеют большое значение.

Продолжение

Реклама: