Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям (ч.2)

«Учение о рефлексах, — писала она,— осветило еще один вопрос — оно объяснило влияние на психическую деятельность человека окружающей его общественной среды. Перекинут мост между двумя областями материалистической науки. Это имеет громадное значение.< ..>

Мы организуем воспитание наших детей в гуще жизни, при помощи этой кипучей жизни, идущей по пути неустанной и все более глубокой борьбы.<...>

Оно требует анализа этой среды, анализа общественных явлений, в ней происходящих, уменья понять их значимость, их взаимозависимость, их причины, их положительное или отрицательное значение».

Таким образом, Н. К. Крупская отмечала взаимосвязь психических и общественных явлений, а также влияние окружающей действительности, интересов, потребностей. Поэтому так важно наблюдать за ребенком в семье, во время коллективной деятельности в игре.

Руководствуясь учением о роли личности в общественной жизни, Н. К. Крупская развивала принципиально новое направление в вопросе об индивидуальном подходе к детям, она обращала внимание на то, что только при условии: воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности. «Мы считаем,— писала Надежда Константиновна,— что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личности ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание».

Надежда Константиновна подчеркивала, что изучение и понимание ребенка — это тонкий психологический процесс и каждому педагогу нужно им овладеть.

Намечая пути изучения ребенка, Надежда Константиновна указывала на возможность познания многих особенностей детей при анализе их рисунков, лепки, построек из строительного материала. Большое значение она придавала играм, особенно в дошкольном возрасте, когда игра — преобладающий вид деятельности. В игре выявляется умственное развитие, эстетическая нравственность детей, их умение наблюдать, преодолевать трудности, проявляются чувства коллективизма, дружелюбие, выдержка.

Н. К. Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего, говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «...Есть целый ряд способностей, — писала она,— которые нужны для громадного числа профессий, например, зрительная память, глазомер, развитое чувство осязания, умение координировать свои движения...». При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом в дошкольном возрасте.

Подчеркивая необходимость развития способностей каждого ребенка. Надежда Константиновна порицала такие тенденции, когда малейшие проявления способностей начинают считать одаренностью и ставят ребенка в особые условия: «Мы не должны внушать талантливым детям, что они какие-то особенные, ставить их в привилегированное положение. Надо заботиться, чтобы они получили всестороннее образование. Это не помешает им, а поможет, когда они вырастут, выбрать профессию по силам и по вкусу».

Индивидуальные особенности детей обычно проявляются в их интересах. Развитие интересов и способностей ребенка, его индивидуальности имеет огромное значение в подготовке его к трудовой деятельности. В статье «Идеалы воспитания» Н. К. Крупская писала: «Задача общества — сделать труд менее однообразным и утомительным. Если ребенок сможет развивать все свои дарования, он легче выберет себе дело по душе, и работа не будет ему в тягость».

В высказываниях Н. К. Крупской по вопросу об индивидуальном подходе к детям подчеркивается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развития с самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.

А. С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А. С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка — это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. «Хорошее в человеке,— писал он,— приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться». Поэтому у каждого ребенка прежде всего нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности, развивать жизнерадостность и оптимизм. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

На многочисленных примерах своего практического опыта А. С. Макаренко доказал, что только в коллективе у ребенка могут быть воспитаны такие качества, как умение подчиниться товарищу, целеустремленность в практической деятельности, сила воли, честность, деловитость, дружелюбие, гуманные чувства, но при этом он подчеркнул, что по отношению к каждому члену коллектива необходимо осуществлять индивидуальный подход. При изучении ребенка и установлении причин его поведения необходимо видеть не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности его личности, в его побуждения. Возражая против тестов и лабораторного эксперимента, Антон Семенович считал совершенно необходимым повседневно изучать детей, систематически вести дневник, отмечай характерные случаи поведения воспитанников, анализируя их поступки, отношение к коллективу, к товарищам.

А. С. Макаренко умел заметить в человеке все достоинства и недостатки, его индивидуальность и из этого делал выводы.

Он неоднократно указывал, что воспитание ребенка в дошкольном возрасте является очень важным периодом формирования человека. «...Главные основы воспитания,— писал он,— закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет,— это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет». Он, конечно, не считал, что к пяти годам характер ребенка вырабатывается полностью, но основы для его развития закладываются в дошкольном возрасте.

Продолжение

Реклама: