Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям (ч.3)

<Вы должны знать,— писал Л. С. Макаренко,— чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет и во что играет.<../> Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать». Он подчеркивал, что профилактика нежелательных проявлений — это трудный процесс, но очень важный в формировании личности ребенка. Антон Семенович советовал при изучении ребенка не прибегает к надоедливым расспросам, подсматриванию, но указывал на необходимость использования педагогом своего влияния, в основе которого должно лежать чувство доверия ребенка к нему, желание все ему рассказать.

Как и другие крупнейшие педагоги, одним из средств изучения и воспитания ребенка дошкольного возраста А. С. Макаренко считал игру: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Придавая большое значение индивидуальному подходу, Л. С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь в том случае, если оно применяется не изолированно от общей системы воспитания.

Огромная заслуга А. С. Макаренко состоит в том, что он не, только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям в системе коммунистического воспитания.

Методологическое обоснование и теоретические положения, которые мы находим в трудах Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития проблемы индивидуального подхода к детям. Особенно важно то, что эту проблему они рассматривали с методологи-ческих позиций, тесно связывая индивидуальный подход к детям с целями и задачами воспитания, с формированием всесторонне развитой личности. Вскрыв общественную сущность индивидуального подхода в педагогике, установив его связь с социальной жизнью, они пришли к выводу, что методы и приемы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Ин-дивидуальный подход к детям освещался ими в плане проектировки лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее и оригинальное развитие в практическом опыте нашего современника, талантливого педагога, пытливого исследователя и ученого Василия Александровича Сухомлинского. В каждой написанной им строчке отразилось величие благородных стремлений, необычайная чуткость сердца и педагогический талант.

Вопросы индивидуального подхода занимают большое место в его педагогическом учении. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Сам термин воспитание В. А. Сухомлинский рассматривал именно с этих позиций. «Воспитание,— писал он,— это прежде всего человековедение. Без знания ребенка — его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей—нет воспитания».

Большие требования предъявлял В. А. Сухомлинский к педагогу и одним из основных считал умение «проникнуть в духовный мир ребенка». Он говорил: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны».

Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В. А. Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи. «Ребенок— зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». А чтобы эта капля отражала только прекрасное, необходимо помочь родителям получить хотя бы минимум педагогических знаний. «По моему глубокому убеждению,— писал В. А. Сухомлинский,— педагогика должна стать наукой для всех...». Но, конечно, общие формы работы с родителями необходимо сочетать и с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.

В. А. Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств. При этом важнейшим средством развития личности он считал природу, художественное слово, музыку и рисование. Он показал, что ребенок раскрывается как цветок от соприкосновения с прекрасным, с искусством, музыкой, природой, но самое важное в формировании личности — воспитание человечности в отношении к людям. В любовании красивым, в восхищении им Сухомлинский видел важное начало, «первый росток доброго чувства», которое нужно развивать в активной деятельности.

«Я буду так вводить малышей в окружающий мир, — писал он, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи — к чудесной красоте природы. Буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалил волю».

В. А. Сухомлинский в своем длительном естественном эксперименте создал оригинальную методику, положив в основу ее использование эмоциональных переживаний ребенка как необходимое условие развития его творческих способностей, он показал силу индивидуального подхода и красоту проявления индивидуальности.

В. А. Сухомлинский сочетал в своем творчестве страстную проповедь учения с огромной разносторонней практической деятельностью. Своей самоотверженной жизнью, отданной детям, он блестяще доказал гражданственность своих помыслов и дел!

Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в трудах и других педагогов. Е. А. Аркин говорит об индивидуальном подходе к дошкольникам в физическом воспитании, Р. И. Жуковская — в игровой деятельности, A. Усова — в процессе обучения и умственного развития детей на занятиях. В произведениях Е. А. Флёриной, Н. А. Ветлугиной. Н. П. Сакулиной рассматриваются методы и приемы индивидуального подхода к детям в развитии их творческих способностей и дарований.

Определенный вклад в разрешение этой сложной проблемы вносят также педагоги-практики. Об опыте своей работы они рассказывают на страницах журналов и сборников статей.

Продолжение

Реклама: