Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям (ч.4)

Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Наши психологи В. А. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская. А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, Н. Д. Леонтьев, Д. В. Эльконин и другие занимались и занимаются проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность — это индивидуальность, т. е. неповторимое сочетание физических и психических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех других людей; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.

К. Маркс писал: «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития его задатков...».

Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.

Проблема формирования личности включает учение о характере, и видные психологи уделяют большое внимание воспитанию характера.

Характер — совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека, проявляющихся во всех его поступках, действиях, отношении к себе, к другим людям, к труду. Характер человека формируется в процессе его воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности. Изменяющиеся жизненные условия и обстоятельства способны оказывать влияние на характер и изменять его как в лучшую, так и в худшую сторону. Уже в дошкольном возрасте можно видеть проявление характера в поступках и поведении ребенка. «Формирование характера начинается с раннего детства — писали А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев.— В зависимости от обстоятельств жизни в семье, от отношений, складывающихся между родителями и родителями и детьми, и от воспитания начинают образовываться те или иные привычные отношения ребенка к людям, к предметам, обязанностям, формируется его поведение и характер».

Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что основным условием воспитания характера ребенка является деятельность, а также целенаправленные требования к его поведению как в детском саду, так и в семье.

Деятельность — важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Важнейшими видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.

Исследования психологов убедительно доказали, что в активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. В тесной связи с деятельностью находится сознание.

Итак, в формировании личности и воспитании характера ведущую роль играет деятельность. Проблема индивидуального подхода не может рассматриваться вне деятельности, так как только в деятельности проявляется индивидуальность человека, его отношение к окружающим людям, выявляются его интересы, активность и способности.

Результаты исследований педагогов и психологов, а также обобщение практического опыта позволяют определить теоретические основы проблемы индивидуального подхода.

В педагогике принцип индивидуального подхода пронизывает все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

В каждом коллективе можно встретить детей самого различного темперамента, поведения и характера: у одних довольно рано обнаруживаются способности и дарования; другие дети внешне замкнуты, нерешительны, их интересы и способности не проявляются столь ярко; есть дети непоседы, шумные неэнергичные, они всегда в курсе всех событий, их интересует все новое и необычное, они любят игры, связанные с бегом, не любят тихих и спокойных занятий; наряду с такими можно увидеть детей медлительных и спокойных, которым нравится подолгу сидеть, рассматривая книжки, играть в куклы; есть дети очень обидчивые, малейшее невнимание, резкое замечание может вызвать у них слезы и переживания, эти дети особенно нуждаются в душевном отношении и ласке. Каждое проявление индивидуальности требует к себе внимания и заботы со стороны воспитателя.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и изжитие недостатков. При умелом и своевременном индивидуальном подходе можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания, особенно тех детей, у которых в течение длительного времени закреплялись отрицательные стороны поведения и характера.

Осуществление индивидуального подхода возможно при определенных условиях. Необходимым условием является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива, сплоченного, жизнерадостного. Зная особенности коллектива в целом и всех его членов в отдельности, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребенка, воспитать у него умение подчинить свои личные интересы общим. Работа со всем коллективом и с отдельными детьми должна рассматриваться как две стороны единого процесса. Вне коллектива не могут раскрыться такие личностные качества детей, как коллективизм, уважение к товарищам, организованность, умение дружить, желание помогать друг другу. Влияние коллектива имеет особенно большое значение в преодолении отрицательных проявлений—эгоизма, своеволия, зазнайства.

Очень важным условием, без которого невозможен правильный индивидуальный подход, является опора на положительное в характере, в свойствах личности ребенка. Это помогает устранить нежелательные проявления.

Опора на положительное должна сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью. Бережное развитие даже едва намечающейся у ребенка положительной черты органически связано с глубокой верой и уважением к человеку и является одной из благороднейших идей системы воспитания. Воспитателю необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним. Недопустимо в присутствии ребенка пренебрежительно о нем отзываться, называть его отсталым, неразвитым.

Индивидуальный подход требует от воспитателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.

Продолжение

Реклама: