Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям (ч.5)

Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды и прежде всего воспитание. Следует отметить, что в дошкольном возрасте сравнительно нетрудно установить причину различных отклонений в поведении ребенка и устранить их, если это отклонения отрицательного свойства. Позже, когда они превратятся в привычку, устранять их гораздо труднее. Поэтому глубокий, всесторонний анализ всех поступков детей в дошкольном возрасте особенно необходим.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада, так и родителей. Нельзя разрешить многие вопросы воспитания, в том числе добиться положительных результатов в индивидуальном подходе, вне связи с семьей. Практика дошкольного воспитания знает много примеров, когда разгадка личности ребенка кроется в условиях семейного воспитания.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, воспитатель должен помнить, что его задача не только формировать и развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и прививать еще не свойственные ему, создавая новый тин человека.

Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Вполне закономерно, что в основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это первый этап осуществления индивидуального подхода.

Правильно ставить и разрешать воспитательные и учебные задачи возможно тогда, когда известно, какие проявления характерны для детей определенного возраста. Исходя из этого, ребенку можно предъявлять посильные, доступные ему требования при воспитании и обучении.

У детей одного возраста имеется много общих, типичных для данного периода особенностей физического и психического развития, которые определяются как возрастные.

У дошкольников интенсивно протекают процессы физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга. Можно от-метить такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменными — замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15—20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация». Но несмотря на более быстрое развитие дошкольника как в физическом, так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Отличительной возрастной особенностью дошкольников является также быстрое развитие и большая пластичность нервной системы, что создает благоприятные условия для воспитания и обучения. Многие знания, которые дети получают в раннем детстве, сохраняются у них на всю жизнь.

Педагогические и психологические исследования современных ученых показали, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления, воображения и что если их не использовать в должной мере, то формированию личности можно нанести огромный ущерб, который трудно восполнить в последующие периоды.

Возьмем, например, такую характерную возрастную особенность дошкольников, как подражание. Она облегчает детям усвоение знаний, овладение навыками и умениями в процессе непосред-ственного восприятия и наблюдения. Если же стремлением детей к подражанию не руководить, это может привести к весьма отрицательным последствиям.

В целях развития умственных способностей детей очень важно не допускать в детском саду формальных занятий, когда соблюдается только внешняя форма их проведения: «Все занимаются, с полученным заданием справляются». Необходимо во всех случаях руководствоваться педагогической оценкой, а именно: что занятие дало каждому ребенку в смысле его всестороннего развития? Был ли правильно определен удельный вес заданий в соответствии с возможностями детей? Как осуществлялся индивидуальный подход к каждому? Как использовались характерные особенности возраста? Но если на занятии давать только готовые образцы, рассказывая подробно о всем процессе работы, несмотря на то что аналогичные занятия уже проводились несколько раз, дети привыкают к обязательному показу, ждут его и не решаются проявить свою инициативу. Активность и творческие способности в таком случае не только не развиваются, но даже подавляются. Впоследствии подражательность может оказать отрицательное влияние на все развитие ребенка.

Продолжение

Реклама: