Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Изучение особенностей ребенка — первый этап индивидуального подхода (ч.1)

«Общество считает одной из важнейших задач — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил».

Всестороннему развитию детей, как мы уже говорили, способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания особенностей детей, анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных.

И. П. Павлов подчеркивал взаимосвязь физического состояния и психики человека, их единство. Особенности поведения ребенка, его самочувствие большей частью зависят от его физического состояния и своеобразия темперамента. Следовательно, в первую очередь необходимо изучать анатомо-физиологические особенности организма ребенка и особенности протекания у него процессов высшей нервной деятельности.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая закономерная зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. В этом отношении очень убедительным является высказывание Н. А. Добролюбова. В своем произведении «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью» он делает вывод, что не следует физическое развитие понимать в узком смысле слова: « ...Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное, гармоническое развитие всего организма и правильное совершение всех его отправлений».

Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность ребенка в его трудовой деятельности во многом зависит от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отметить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка — все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.

Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно принимать профилактические меры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведении занятий; очень важен при этом индивидуальный подход. Выявление особенностей физического развития ребенка помогает установлению причин его поведения и дает возможность найти правильный подход к нему.

Ничто не должно ускользать от внимания педагога. Самые незначительные отклонения в самочувствии ребенка должны настораживать воспитателя. Ему нужно обязательно выяснить причину такого состояния, если необходимо, привлечь для этого врача или медицинскую сестру. Медицинские работники, регулярно наблюдая за детьми, могут дать воспитателю ряд полезных советов и познакомить его со своими выводами, сделанными в результа-те систематического контроля за детьми. Выясняя особенности физического развития и состояние здоровья детей, педагог знакомится с записями в медицинских картах, где наряду со сведениями об уровне физического развития детей отмечаются наиболее частые отклонения (нарушение осанки, плоскостопие, близорукость, детская нервность, плохой аппетит), а также указывается диагноз заболевания отдельных детей.

Анализ причин ослабленного физического состояния некоторых детей показал, что, как правило, это дети изнеженные, незакаленные, которых постоянно кутают, «чтобы они не простудились». Частые простудные заболевания ослабляют организм ребенка и отражаются на его весе и росте.

В некоторых случаях повышенная нервозность детей отрицательно сказывается на их правильном физическом развитии. Такие дети плохо спят, неохотно едят, часто плачут, чрезмерно обидчивы. Они выделяются по общему признаку — «ослабленность здоровья», но у каждого из них проявляются еще и индивидуальные особенности. Приведем примеры:

Юля Г. Болезненная девочка, имеет недостаточный вес, апатичная, робкая, не проявляет инициативы. Ребенок нуждается в постоянном внимании воспитателя и врача; особенно надо следить за тем, чтобы она не переутомлялась при выполнении трудовых поручений. Девочку необходимо привлекать к участию в жизни группы и проводить процедуры закаливания.

Ира Г. Самая маленькая в группе; жизнерадостная, подвижная; у нее плохой сон из-за повышенной возбудимости. Эти особенности требуют привлечения ее к спокойным занятиям.

Витя У. Веселый, упитанный, производит впечатление вполне здорового ребенка, но быстро утомляется, ему требуется частый отдых. В трехлетнем возрасте у мальчика было обострение туберкулезной интоксикации. Для него совершенно необходимы водные процедуры, закаливание. Работу следует проводить в тесном содружестве с семьей.

При посещении некоторых детских садов можно видеть детей, которые со скучным видом сидят за столами, хотя завтрак или обед давно уже окончен и их сверстники занимаются своими любимыми делами: играют, рассматривают книги и т.д. Воспитатель ежеминутно напоминает сидящим за столом, что пора заканчивать еду, но дети продолжают медленно жевать, подолгу держат пищу во рту.

Установить причину такого явления довольно трудно. Плохой аппетит может быть вызван заболеванием органов пищеварения или наличием гельминтов. Такую причину может определить только врач. Но, как показывают специально проведенные исследования, в очень редких случаях плохой аппетит объясняется какими-то заболеваниями. Чаще всего плохой аппетит является следствием неправильного режима питания ребенка в семье. Нередко бывает, что родители путают причину со следствием. Болезненное состояние ребенка укрепляет у родителей убеждение, что самое главное — обеспечить ему хорошее питание, и с утра, до прихода в детский сад, они заставляют его съесть обильный завтрак. Естественно, что в детском саду малыш не может справиться со своей порцией и у него возникает отвращение к еде. В некоторых семьях стараются дать ребенку калорийную пищу, богатую жирами, пресную, а это часто противоречит его вкусу: ему хочется соленой капусты и огурца, селедки, отварного картофеля. Совершенно очевидно, что необходим тесный контакт с семьей в организации питания детей. Необходимы специальные беседы врача и воспитателя с родителями, консультации. Их советы и рекомендации, чтение соответствующей литературы помогут родителям убедиться в значении для нормального физического развития детей режима питания и правильного рациона.

У некоторых детей долгое сидение за столом имеет тесную связь с их общей медлительностью. В таких случаях преодолеть медлительность во время еды помогают интересное трудовое поручение, которое ребенок должен выполнить после завтрака, предстоящая экскурсия, игра, заинтересовавшие его систематические наблюдения, а также все меры, направленные на преодоление общей медлительности. Продолжение

Реклама: