Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Изучение особенностей ребенка — первый этап индивидуального подхода (ч.2)

Оправдывают себя такие приемы индивидуального подхода к детям с пониженным аппетитом: им дают несколько уменьшенные порции, сажают за стол рядом с детьми с хорошим аппетитом, привлекают к участию в подготовке некоторых блюд (винегрета, салатов, печенья). Используя возрастные особенности дошкольников, их эмоциональность, тяготение ко всему необычному, можно придумать обыденным блюдам такие сказочные названия, как «заячьи блины», «лисичкин суп», «беличья каша».

Для сохранения и улучшения аппетита у детей необходимо стремиться к тому, чтобы пища была разнообразной и вкусной. Большое значение имеет также и соответствующая обстановка: чистота, красивая сервировка стола, красивая раскладка пищи. Между первым и вторым блюдами не должно быть больших перерывов.

За столом нужно поддерживать у детей хорошее настроение, но нельзя допускать громких разговоров и смеха, не следует делать им беспрерывные замечания, повышать голос, проявлять нетерпение, заставлять ребенка есть насильно.

Регулярные антропометрические измерения позволяют обнаружить у некоторых детей отклонения от нормы, например избыточный вес, неправильная осанка, плоскостопие, близорукость и т.д. Такие дети тоже должны быть взяты на особый учет. Прежде всего следует выяснить причину отклонения. Иногда причиной избыточного веса является «культ еды». В этих случаях следует ограничить питание, применив соответствующую диету, проводить лечебную гимнастику, водные процедуры. Работа должна проводиться тоже в тесном содружестве с врачом и семьей.

У некоторых детей неправильная осанка: у них наблюдается сколиоз (искривление позвоночника), шаркающая походка, они сутулятся. Наиболее подвержен нарушению правильной осанки старший дошкольный возраст. Иногда отклонения настолько незначительны, что воспитатели и родители подолгу их не замечают. С течением времени недостатки осанки не только уродуют внешний облик ребенка, но и отражаются на состоянии его здоровья: нарушаются функции дыхательных органов, кровеносной системы, органов пищеварения. Поэтому важно своевременно проверять осанку детей, причем эту проверку должен осуществлять врач, опирающийся на научные данные и способный определить даже самые слабые отклонения от нормы.

Причин нарушения осанки у детей может быть много: а) несоответствие мебели росту ребенка (неудобная мебель — стулья, столы и раскладушки — вызывают неправильную позу, что и влечет за собой деформацию костной системы); б) отсутствие систематического контроля за позой детей во время занятий, игр и трудовой деятельности; в) неудобная одежда (дети стараются приспособить положение тела к одежде, что в итоге влияет на образование различных отклонений в осанке); г) неправильная расстановка мебели по отношению к свету (некоторые дети, сидя спиной к окну, вынуждены низко наклоняться при рисовании, лепке или счете, что также способствует развитию сутулости и нарушает нормальные функции зрения); д) слабое общее физическое развитие ребенка.

Установление причины отклонений в осанке дает возможность наметить профилактические меры: подобрать мебель с учетом роста детей, подобрать каждому ребенку свой стул, пометить его специальным значком, чтобы малыш мог всегда найти его среди других. Рассаживать детей за столами следует с учетом особенностей их зрения, слуха, роста, внимания; но через каждые 2 месяца детей крайних рядов меняют местами.

Необходимо регулярно проводить с дошкольниками физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат. Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали на очень мягкой или прогибающейся под тяжестью их тела кровати, на одном и том же боку. Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокате. Надо следить за тем, чтобы дети не стояли продолжительное время на одном месте, не сидели долго на корточках, не ходили на большое расстояние, не переносили тяжестей во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой.

У некоторых детей наблюдается плоскостопие. Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. К плоскостопию приводит тесная обувь без каблука, на негнущейся подошве. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные физические упражнения для мышц ног и стопы, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком, ношение соответствующей удобной обуви с эластичной по-дошвой, на небольшом каблучке (1 — 1,5 см).

С детьми, страдающими плоскостопием, необходимо проводить корригирующую гимнастику, делать им массаж. Обычно этим занимается врач. Таким детям нужно носить обувь со стелькой-ступинатором.

Такое отклонение от нормального физического развития ребенка, как близорукость, может быть вызвано общим ослаблением здоровья, нарушением режима, питания, наследственными факторами, а также нарушением некоторых гигиенических требований, нарушением нормативов освещения групповых комнат, напряженной зрительной работой (рассматривание картинок, вышивание, просмотр в течение длительного времени диапозитивов, телевизионных передач). Напряжение зрения особенно возрастает в тех случаях, когда на занятиях с детьми не соблюдаются гигие-нические требования к их посадке.

Во всех группах рекомендуется систематически проверять органы зрения и слуха детей. Факты нарушения нормального зрения очень тревожны, но их всегда можно избежать, если предпринимать профилактические меры: следить за тем, чтобы освещение групповых комнат было достаточным, оборудовать уголки книг в наиболее светлых местах комнаты, следить за правильной позой детей. Ребят с плохим зрением нужно сажать ближе к источнику света. Если дети носят очки, взрослый должен следить за тем, чтобы они не причиняли им неудобств (не перекашивались, не сползали). Воспитатели отмечают, что некоторые дети плохо спят, долго не засыпают, не хотят лежать, просят разрешения встать. Обычно это дети нервные, легко возбудимые. Для того чтобы они уснули, бывает достаточно посидеть возле них, даже подержать за руку, приласкать. Спокойствие воспитателя, его доброжелательность, ласка благотворно действуют на детей с повышенной нервозностью. Продолжение

Реклама: