Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Изучение особенностей ребенка — первый этап индивидуального подхода (ч.3)

Известный педагог и врач Е. А. Аркин отмечал непосредственную связь нервной системы с физическим состоянием и индивидуальными особенностями детей. Воспитатель должен в своей работе учитывать особенности нервной системы ребенка, которая в ранние годы жизни дает картину самых разнообразных отклонений. Говоря о причинах повышенной чувствительности и нервозности детей, Е. А. Аркин отмечал, что часто это может быть неправильное проявление родительских чувств. Некоторые родители заласкивают ребенка, без конца его целуют, восхищаются, стараются доставлять ему бесконечные удовольствия и избавляют от преодоления самых ничтожных трудностей. В результате нервная система малыша теряет возможность здорового возбуждения, становится расслабленной и вялой. Если же, наоборот, ребенок воспитывается в условиях чрезмерной строгости, то его нервы всегда напряжены. Постоянные переходы от ласки к строгости также отрицательно действуют на нервную систему до-школьника.

Нервные дети очень беспокойны, чрезвычайно чувствительны и неусидчивы, с окружающими часто вступают в конфликты. В обращении с такими детьми надо быть спокойным, ровным. Благоприятно влияют на укрепление нервной системы процедуры закаливания, спокойный и достаточный сон. Е. А. Аркин считал, что процедура закаливания — это не только фактор физического воспитания, но и средство формирования воли ребенка, которая является «ядром» характера. Важным фактором укрепления нервной системы ребенка является жизнерадостная, спо-койная обстановка, в которой он живет, и посильная деятельность.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, в котором следует записывать особенности поведения воспитанников и через некоторое время делать краткие обобщения результатов наблюдения.

В изучении индивидуальности каждого ребенка, по мнению Е. А. Аркина, важен «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик. Этим подчеркивается огромная роль воспитателя, его влияния на ребенка, установление в их отношениях взаимопонимания, доверия, без чего нельзя найти ключи к сердцу маленького человека. Благодаря такому контакту педагог сможет понять особенности психики ребенка, установить причину отрицательных черт его характера, и тогда, искореняя именно эту причину, он сможет воздействовать на ребенка, изменяя его характер в лучшую сторону. Это положение Е. А. Аркин выразил в таких словах: «В одних случаях этот выход был найден благодаря открытию в воспитуемом прежде неведомых сильных сторон, которые заглушались всяким сорняком. Когда давали им свободное плодотворное применение, жизнь начинала бить чистым ключом и прежняя мутная накипь сама исчезала.

В других случаях оказывалось, что за несносным поведением (грубостью, недисциплинированностью, озлобленностью) таится отсутствие каких-то «психических витаминов», неудовлетворенная потребность во внимании, ласке. Когда эта потребность удовлетворялась, наступало чудесное изменение в личности ребенка».

«Психические витамины» крайне необходимы и в индивидуальном подходе в физическом воспитании. Радостная и содержательная обстановка, чуткое и внимательное отношение к детям поднимают их жизненный тонус, содействуют укреплению их здоровья.

Данные о физическом развитии детей не могут быть постоянными и неизменными. Индивидуальный подход к ослабленным и нервным детям способствует их нормальному развитию, избавлению их от имевшихся у них отклонений в развитии физическом и психическом.

Особого внимания требуют дети с физическими недостатками. Такой ребенок особенно остро чувствует свою неполноценность, неуверен в себе, держится замкнуто. У него проявляется недоверие к окружающим, а в некоторых случаях — озлобленность. Теплое участие, а не просто жалость, уважение к маленькому человеку, к его индивидуальности помогут развить все хорошее, что заложено в нем от природы, но без помощи взрослого не проявлялось.

В один из детских садов г. Минска поступил Вадик М. с большой опухолью на правой стороне лица, которая уродовала мальчика. И хотя он был общительный, развитой, во все вникал, задавал интересные вопросы, дети вначале не хотели с ним играть, становиться в пару. Тогда воспитатель стал говорить ребятишкам, какой он хороший мальчик, причем похвала всегда была кстати и звучала не назойливо. Вадику часто поручали в чем-нибудь помочь товарищам. Наконец, его дружелюбие расположило к нему детей, они перестали замечать его недостаток.

Можно услышать возражение: «А что с Вадиком произойдет в дальнейшем? Ведь не всегда он будет в таком окружении, где умеют не замечать физические недостатки и оценивать истинные достоинства человека?» Это, конечно, так, но если у мальчика будут воспитаны уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, он будет выше обидных замечаний.

А вот еще пример.

Много было переживаний у маленькой Иринки: у нее больные ноги — ужасный след полиомиелита. Она не может красиво ходить, бегать, ее походка портит праздничное шествие. Шумные, подвижные дети не хотели принимать девочку в свои игры, кое-кто даже дразнил. Постепенно она замыкалась, предпочитая одиночество, чувствуя себя чужой среди шумного и веселого коллектива. Никто не пытался вступить с ребенком в тот «интимный контакт», в котором он так нуждался.

Новый воспитатель сумел не только установить дружеские отношения с Иринкой, но даже так организовать выступления на празднике, чтобы не привлекать внимания к ее недостатку: дети сидели в зале вдоль стены и выступали, не выходя на середину. Так и Иринка, поднявшись со своего места, прочитала наивные, но искренние стихи собственного сочинения. Это выступление послужило началом вхождения девочки в коллектив.

Забота о правильном всестороннем развитии детей осуществляется воспитателями постоянно, и таким же постоянным должен быть индивидуальный подход к каждому ребенку. Необходимо внимательно следить за их физическим состоянием, всем уделять внимание на занятиях, во время игры и трудовой деятельности, определять «дозировку» поручений отдельным детям. Ни в коем случае нельзя допускать переутомления детей, это важно не только для их правильного физического развития, но и в нравственном отношении.

Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

Изучение особенностей и состояния здоровья всех детей группы проводится различными методами: ознакомление с документацией, наблюдения, беседы. Воспитатель должен выяснить такие вопросы: общее состояние здоровья ребенка, наличие отклонений от нормы — в росте, весе, осанке, в остроте зрения, слуха, в аппетите и сне.

На основе обобщенных данных нужно выделить детей ослабленных, страдающих плохим аппетитом, расстройством сна, имеющих отклонения в осанке, с пониженной остротой зрения или слуха, и наметить план соответствующей работы с ними в тесном содружестве с семьей и врачом, проявлять к таким детям особое внимание.

Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны проводиться систематически, на строго индивидуальной основе, а также при проведении индивидуальной работы по развитию движений. Продолжение

Реклама: