Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Изучение особенностей ребенка — первый этап индивидуального подхода (ч.4)

В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, им прививается любовь к чистоте и порядку, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям по развитию движений, спортивным играм.

Некоторые индивидуальные особенности ребенка связаны с наследственностью. Чтобы понять их, необходимо определить тип его нервной деятельности.

И. П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов: 1) силу возбуждения и торможения; 2) уравновешенность или неуравновешенность этих процессов; 3) их подвижность. На основе изучения протекания этих процессов он определил четыре типа высшей нервной деятельности. Напомним их воспитателю:

1. Сильный, неуравновешенный (безудержный), характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Холерик горяч, вспыльчив, но отходчив. Быстрый в своей деятельности, но не обладает выдержкой. Очень впечатлителен, трудно переключается с одного настроения на другое.

2. Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Сангвиник быстро реагирует на окружающие события, неудачи и неприятности переживает легко, добродушен, движения быстрые.

3. Сильный, уравновешенный, инертный, соответствует флегматическому темпераменту. Флегматик медлительный, невозмутимый, хладнокровный, с устойчивыми стремлениями и настроением, внешне не выдает своих переживаний.

4. Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости и малой подвижности, соответствует меланхолическому темпераменту. Меланхолик глубоко думает и чувствует, он прежде всего обращает внимание на трудности, внешне вяло реагирует на окружающее, исключительно работоспособный, обидчив и мнителен.

Особенности высшей нервной деятельности у дошкольника проявляются более ярко, чем у взрослого. Они, говорил И. П. Павлов, еще не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни. Этим определением он подчеркивает то обстоятельство, что черты темперамента, хотя они и врожденные, могут поддаваться педагогическому воздействию и в некоторой мере изменяться.

Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, вспыльчивость, порывистость. За все дела он принимается с увлечением, не соизмеряя свои силы, и в результате теряет интерес к начатому делу.

Такие особенности высшей нервной деятельности могут при вести к развитию непоседливости, легкомыслия, неуживчивости, поэтому необходимо у такого ребенка укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную деятельность в процессе труда, занятий и игр. С этой целью нужно давать ему задания и требовать доводить дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий жизни. Особенности ребенка этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни детского сада, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.

Дети-флегматики спокойные, терпеливые, порученное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. Таких детей в детском саду и семье считают «удобными», с ними мало хлопот.

Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать особенности детей в различных ситуациях, в различных видах их деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членов семьи ребенка.

Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад долго не могут привыкнуть к новой обстановке, к коллективу детей, тоскуют, грустят. Этот период бывает настолько длительным, что некоторые воспитатели начинают сомневаться, удастся ли сделать такие непривычные для ребенка условия близкими ему. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет в весе, у него нарушается аппетит и сон.

Не только воспитатели, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций, способствующих ломке его динамического стереотипа. Динамическим стереотипом И. П. Павлов называл устойчивую систему условных рефлексов, возникающих в результате действия на нервную систему ребенка системы устойчивых раздражителей (первой или второй сигнальной системы).

Скорость образования и прочность динамического стереотипа зависят как от характера действующих раздражителей, так и от типа нервной системы. У людей меланхолического темперамента ломка динамического стереотипа проходит болезненно, образование новых систем временных связей носит затяжной характер.

Несмотря на то что И. П. Павлов определяет четыре типа высшей нервной деятельности, свойства нервной системы могут находиться в различных соотношениях, что является основой индивидуальности человека. «Чистые» типы встречаются редко, почти никогда, и, как правило, мы сталкиваемся со смешанными или промежуточными типами (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).

И. П. Павлов подчеркивал, что, принимая во внимание всевозможные комбинации основных свойств нервной системы, надо думать о существовании значительно большего количества типологических вариаций, кроме уже описанных четырех типов. Этим самым И. П. Павлов открывает широкие перспективы для дальнейших исследований в данном направлении. Сам И. П. Павлов насчитывал 24 такие комбинации и считал, что фактическое число типологических вариаций значительно больше и этот вопрос требует дальнейшего изучения.

Бытует такое мнение, что слабый тип высшей нервной деятельности должен вызывать тревогу и опасение как определенная неполноценность. Проведенные в последнее время исследования ряда психологов (В. Д. Небылицина, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина и др.) опровергают такие предположения. Прежде всего нужно различать биологическую и социальную сторону личности, выделяя ведущее значение ее социальной ценности, что, конечно, полностью относится и к оценке представителей слабых типов высшей нервной деятельности. Слабый тип обладает такими данными, которые никак нельзя отнести к недостаткам,— высокой чувствительностью, впечатлительностью, дружелюбием к окружающим.

Индивидуальные особенности ребенка, вызванные неуравновешенным состоянием нервной системы, требуют наиболее внимательного отношения к нему. Конечно, в каждом случае требуются особые методы и приемы, но есть и некоторые общие правила.

Возбудимых детей необходимо оберегать от обилия развлечений, частой смены впечатлений и обстановки. Обращение с такими детьми должно быть всегда только спокойным и ровным. Для них чрезвычайно важен твердый режим, по которому довольно много времени отводится сну и отдыху. Безразличных, вялых детей нужно приобщать к коллективу, давать им поручения, привлекать к подвижным играм, побуждать к активной деятельности.

Как мы уже говорили, «чистые» типы нервной деятельности встречаются редко, но любая разновидность их оказывает определенное влияние на поведение ребенка. Решающее значение в развитии и изменении темперамента имеет деятельность.

В качестве методов определения темперамента детей дошкольного возраста можно использовать беседу, наблюдения за ребенком в различных видах деятельности. Кроме того, можно проводить и специальные игры: «Веревочка» — в целях выявления скорости движения, формы и силы реакции; «Так можно, так нельзя» — для выявления формы поведения при встрече раздражительного и тормозного процессов; «Сумей промолчать» — для выявления выдержки и торможения. Чтение сказки (страшной или веселой) помогает выявить эмоциональность детей.

Психологом Л. И. Уманским разработана специальная «Программа для изучения и составления характеристики». В качестве примера можно привести характеристику, составленную воспитателем детского сада г. Минска руководствовавшегося этой программой.

Лена К. 6 лет.

Отклонений в физическом развитии нет. Семья состоит из 4 человек (Лена, брат 14 лет, мать — домохозяйка, отец — инженер). Семья оказывает положительное воспитательное влияние. Девочка дисциплинированна, поведение дома и в детском саду одинаково. Любит точность, если даст слово, то обязательно сдержит. Переживает, если ей приходится в силу определенных обстоятельств изменить данному слову. Начатое дело доводит до конца, во всем старается быть самостоятельной. Очень общительна, со всеми дружна, всех в группе любит и ее любят, с детьми быстро сходится. Любит делиться своими мыслями, переживаниями, отзывчивая и чуткая, всем старается помочь: матери, воспитателю. Настроение всегда хорошее. Впечатлительна, переживает за героев сказок и рассказов, но вначале должна обязательно выяснить, кто хороший, а кто плохой. После неудачи довольно скоро успокаивается. Хорошо распределено внимание. Движения в среднем темпе. Нельзя ее назвать трусихой, но в отношении смелости тоже ограниченна, не любит незнакомых мест. Довольно скоро переключается на новую ситуацию в игре, в физических упражнениях; проявляет терпение в игре, где нужно подождать. При проведении игры «Найди и промолчи» выполняла все правила, мимикой выражала желание помочь другим. Засылает и просыпается быстро и так же быстро переходит от состояния покоя к активной деятельности и наоборот. Не любит никаких медицинских процедур. Это объясняется тем, что ей пришлось лежать в больнице, о чем у нее остались неприятные воспоминания. Любит лепить, рисовать, любит музыку и балет.

Воспитатель на основе наблюдений и проведения экспериментальной работы делает вывод, что в основе ее темперамента — сильный, подвижный, уравновешенный тип, но темперамент сангво-флегматический (в сторону сангвиника)..

Есть довольно много детей застенчивых и нерешительных. Эти черты характера могут быть вызваны не только особенностями нервной системы, но и слабостью физического состояния ребенка. Причиной застенчивости может быть и неправильное воспитание ребенка в семье, подавление его самостоятельности, инициативы.

Общие усилия воспитателей, медицинского персонала и родителей должны быть направлены на устранение причин, оказывающих неблагоприятное влияние на развитие ребенка.

Реклама: