Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Единство в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье (ч.2)

Полученную информацию нужно подвергнуть глубокому анализу, использовать в дальнейшей работе благоприятные факторы и вместе с тем постараться изменить то, что является нежелательным и мешает правильному воспитанию ребенка: Нужно убедить родителей в необходимости установления единых требований к ребенку в детском саду и в семье.

На основе фактов ознакомления с условиями воспитания ребенка в семье воспитатель может составить таблицу, в которой отразится (будут основными графами): трудовая деятельность ребенка в семье, игровая деятельность, единство требований воспитателей и родителей, наличие друзей у ребенка, одинаковость его поведения в детском саду и дома. В левой части таблицы помещается список всех детей группы. Таблица окажет педагогу существенную помощь, так как из нее сразу видно, в каких семьях пренебрегают вопросами трудового воспитания, игровой деятельностью или же общением своего ребенка с товарищами, отсюда становится понятнее отсутствие у некоторых детей трудолюбия, интереса к играм, неумение дружить. Это позволит воспитателю определить, какие доклады и беседы будут полезны для всех родителей, какие — для группы семей, наметить индивидуальную работу с отдельными семьями.

На основании изучения домашних условий всех детей группы можно выявить некоторые характерные для нескольких семей особенности быта и воспитания ребенка и в соответствии с этим выделить такие группы: благополучные семьи, внешне благополучные и явно неблагополучные семьи.

Благополучные семьи.

Характерной особенностью такой семьи является тесная связь с воспитателями, единство требований к ребенку в детском саду и дома, а также со стороны всех членов семьи, внимание к его запросам, разумное удовлетво-рение интересов ребенка, организация режима и условий для игровой и трудовой деятельности. Полный комплекс положительных факторов сопоставляется со степенью воспитанности детей.

Примером может служить семья воспитанников детского сада Лиды и Гриши Н. Отец — инженер, мать — конструктор. Отец воспитывался в детском саду, и у него сохранилось много хороших воспоминаний о том времени. Он очень внимателен к советам работников дошкольного учреждения. В семье хорошие взаимоотношения между взрослыми, а также между взрослыми и детьми, дети послушные и жизнерадостные. Лида проявляет большую заботу о младшем брате не только дома, но и в детском саду. Она серьезно относится к выполнению поручений, дисциплинированна, проявляет дружеское расположение к окружающим. В ее поведении не замечается двойственности, она проста и естественна и дома, и в детском саду. Родители Лиды и Гриши имеют педагогическую библиотеку, выписывают журналы, вместе с воспитателями они стремятся развить музыкальные способности девочки, укрепить ее технические навыки в рисовании.

С благополучными семьями проводится как общая, так и индивидуальная работа. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с новинками. Их волнуют вопросы о развитии способностей детей, о расширении круга их интересов, о том, что читать детям, как организовать их досуг. Конечно, индивидуальный подход не может иметь застывших форм. Постоянно возникают новые задачи, их ставит сама жизнь, а это в свою очередь требует постоянного пополнения теоретических знаний и практического применения их в работе с каждой семьей, с каждым ребенком.

Число членов семьи, проблема единственного ребенка, «педагогика бабушек» не могут быть определяющим фактором правильного или же неправильного воспитания ребенка в семье.;

Можно привести такой пример.

Ося Л. — единственный ребенок. Кроме родителей, с ним живет и бабушка, которая его очень любит. В семье следуют в воспитании ребенка педагогическим советам. Семья трудолюбивая, дружная. Несмотря на небольшой возраст ребенка — 4 года, у него уже есть некоторые обязанности: он аккуратно складывает в определенном месте игрушки, помогает накрывать на стол, вполне самостоятелен в самообслуживании.

Другой пример.

Андрей И. тоже единственный ребенок. В семье он получает правильное воспитание. У Андрея замечается ярко выраженный технический интерес. Отец сам собрал радиоприемник, телевизор, привлекал и Андрея, поручал ему принести нужный инструмент, помочь в конструировании: подержать деталь, найти лучший винтик, подать стамеску. Это очень полезно для воспитания у ребенка трудолюбия и интереса к технике.

Бывают и другие, так называемые «не вполне благополучные семьи», в которых наряду с общим положительным направлением семейного воспитания наблюдается выпадение одного или двух существенных звеньев.

Так, у Васи Г., жизнерадостного, смышленого мальчика, в детском саду были друзья, с которыми он и дома проводил время в занимательных играх. Родители предоставляли ему для этого место и время, обеспечивали игрушками, но неправильно осуществляли трудовое воспитание. Всю работу, включая элементарные обязанности по самообслуживанию, за него выполняли мать и старшая сестра, хотя мальчик нередко проявлял попытки действовать самостоятельно. В семье Васи бытовал неправильный взгляд на участие мальчика в хозяйственном труде, да и отец никогда не занимался домашними делами. Неблагоприятно на воспитании Васи отражалось также и то обстоятельство, что старшая сестра довольно долго опекала его, не приучая к самостоятельности и активности.

Внешне благополучные семьи.

Представление о таких семьях дает следующий пример.

В семье Игоря М. на первый взгляд все хорошо. Все дружны, трудолюбивы и внимательны друг к другу. Но при посещении этой семьи, в беседе с родителями выяснилось, что они недоброжелательно относятся к сверстникам Игоря. Им никто не нравится из воспитанников детского сада, не нравятся и дети соседей. Родители категорически запрещают сыну приглашать к себе товарищей и говорят: «Лучше смотри телевизор или же играй с отцом в шашки, а этим мальчишкам нечего в доме грязь разводить». Правда, в квартире идеальная чистота и музейный порядок, но именно это препятствует общению Игоря с детьми, воспитанию у него чувства товарищества, дружбы. Для воспитателей стало понятным, откуда у Игоря столь высокое самомнение. Признаться, педагогов радовали его сообщения о приобретениях семьи: купили новую мясорубку, стиральную машину. Они считали, что это свидетельствует о хозяйственности ребенка, о его заботе о матери. На деле же оказалось, что ребенок живет только интересами узкого мирка своей семьи. Родители Игоря живут замкнуто, у них нет друзей, они стоят вдалеке от общественных интересов.

Явно неблагополучные семьи.

Показателями такого определения являются неустроенность быта, отсутствие строгого режима и единства требований к ребенку. Встречаются и случаи явного пренебрежения к делу воспитания детей и даже отсутствия простого надзора за ними, наблюдаются и ссоры между родителями.

В семье Тани Л. отец грубо относился к девочке, не стеснялся даже замахиваться на дочь, а в некоторых случаях применял физические наказания. Родители пренебрегали советами воспитателей о вреде такого воздействия, а на Тане это отражалось крайне неблагоприятно. Она была очень нерешительной, робкой, не имела собственных суждений.

У Коли П. дома была тяжелая обстановка в связи с повышенной нервозностью матери, которая в редких случаях спокойно разговаривала с домашними. На сына кричала, замахиваясь любым предметом. Безответный и уступчивый отец не мог повлиять на жену, поэтому, естественно, в семье отсутствовало единство требований.

У Аллы П., наоборот, отец был груб и эгоистичен. Грубость его по отношению к детям и жене была нетерпима. Алла слушалась дома, так как боялась отца, но в детском саду шалила.

В семье Толи и Жени К. воспитанию детей уделялось недостаточно внимания. Родители часто ходили развлекаться, не заботясь о том, что дети остаются одни. Когда же родители бывали дома, то обычно занимались своими делами и, вместо того, чтобы ответить на различные вопросы детей, прогоняли их в другую комнату, «чтобы не надоедали». Такое отношение вредно отражалось на детях: они стали необщительны, молчаливы, отставали в общем развитии.

Неблагоприятным фактором, крайне отрицательно влияющим на воспитание ребенка в семье, является злоупотребление алкоголем отца или матери. В таких печальных случаях педагогам необходимо действовать общим фронтом с предприятием, где они работают, и общественностью.

Организуя работу с родителями, в первую очередь следует уделять внимание неблагополучным семьям, постараться помочь родителям в создании необходимых условий для правильного воспитания ребенка. Формы работы могут быть самые разные, но приоритет остается за индивидуальной формой. Прежде всего необходим индивидуальный подход к родителям, подготовка их к проведению соответствующей работы с ребенком. Особый подход требуется в таких случаях, когда родители необоснованно восхищаются талантами и способностями своих детей и тем самым закрепляют у них преувеличенное мнение о себе.

Например, семья Наташи Д. дружная и трудолюбивая. Наташа как самая младшая находилась на особом положении: ее выделяли из остальных детей, восхищались ее достоинствами. Правда, девочка умела хорошо трудиться и помогала матери по хозяйству.

При посещении этой семьи время беседы с родителями было всецело заполнено перечислением талантов дочери: она музыкальна, хорошо танцует, она поступит в балетную школу. Все это с удовольствием слушала Наташа, и педагогам пришлось попросить родителей дать ей какое-нибудь поручение, так как подобные беседы лучше проводить без присутствия детей. У девочки действительно имелись способности к восприятию ритма, музыкальный слух, трудовые навыки, но у нее была слабая память, она плохо рисовала. Дома же этих недостатков не замечали.

Восхищение Наташей в семье способствовало воспитанию у нее тщеславия; Наташа трудилась ради похвалы, на глазах воспитателя она всегда была послушна и внимательна и совсем другая, когда воспитатель не стоял рядом.

Педагоги много беседовали с родителями Наташи, давали советы по воспитанию у девочки скромности, говорили о вреде ее восхваления, познакомили их со статьями Н. К. Крупской, в частности со статьей «Заботиться о всестороннем развитии детей», где Надежда Константиновна писала: «Ведь мы всех ребят испортим, если будем говорить им, что они особо одаренные». В этой статье родители Наташи нашли слова, как будто прямо адресованные им: «Нельзя с ранних лет определять, что девочка будет балериной или мальчик инженером».

Родителям показали рисунки Наташи и дали их сравнить с рисунками других детей, их пригласили на занятие «Рассказывание по картинке» и на разучивание стихотворения. Родители убедились, что успехи Наташи весьма посредственные, и поняли свою ошибку, но еще долго воспитателям пришлось проводить работу в этом направлении, так как родители не всегда были последовательными. Продолжение

Реклама: