Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Единство в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье (ч.3)

В работе с семьей большое значение имеет учет, который помогает видеть результаты, а это в свою очередь дает возможность делать педагогически обоснованные выводы и ставить совместно с родителями определенные задачи по воспитанию ребенка.

Чаще всего в своей практике воспитатели намечают конкретные вопросы работы с семьей и делают краткие записи о проведенных мероприятиях. Очень интересными являются записи воспитателя Т. Славгородской, которые называются «Наедине с детьми» (Дошкольное воспитание, 1978, № 1). Ведение дневника дает определенный результат, если записи не поверхностные и не формальные, если педагог размышляет, если его волнует выяснение причин сложившихся условий воспитания ребенка в семье. В этом отношении интересные вопросы поднимаются в дневнике воспитателя, который опубликован в журнале «Дошкольное воспитание» (1979, № 4). Вот что он пишет:

«Почему я постоянно думаю о родителях моих воспитанников? Какие они? Какими людьми станут их малыши?

Клавдия Васильевна, вы мечтаете видеть Инну врачом. Но почему девочка так боится белого халата?

Мария Кирилловна, вы хотите, чтобы Анжелика была здорова и уверена в своих силах? Зачем же ей столько одежек в нашей зоне мягкого климата?

Каждый ребенок — загадка. Но все же каждого ребенка должно окружать взаимопонимание».

Воспитателя волнует первое знакомство со своими воспитанниками 1 сентября, и он делает вывод, что ничего не должно выпасть из поля зрения, все является существенным и важным.

Обязанности воспитателя велики и многогранны. Все их не всегда можно предусмотреть даже в инструкциях и уставах. Но чуткость, отзывчивость и любовь к детям подсказывают, что нужно делать, как помочь родителям в трудном процессе воспитания, как важно понимать и родителей, и детей, распутывая сложные узлы взаимоотношений членов семьи.

Воспитатели отмечают, что первые записи рождаются с трудом, но в дальнейшем приходит вкус к ведению дневника, даже появляется потребность с пером в руке поразмышлять о характере и поведении ребенка, на основании своих записей подумать над методами подхода к нему.

В дневнике, как в зеркале, отражается личность воспитателя, его отношение к семье, требовательность и тактичность, умение увидеть хорошее у ребенка и показать это родителям.

Дневник — хорошая форма учета работы воспитателя, и лучше всего, если это общий дневник его наблюдений за проявлениями каждого ребенка в детском саду, в процессе разнообразной деятельности, и, конечно, в него должны вноситься записи о посещении детей на дому.

Очень хорошо, когда родители ведут дневник наблюдений за своим ребенком. Каждый день у малыша появляется что-то новое, интересное. Часто новые проявления радуют взрослых, но бывает и так, что новое принимает нежелательный оттенок, и тогда огорченные родители вместе с педагогом начинают искать пути положительного воздействия на ребенка и прежде всего, искать причину возникновения отрицательных проявлений. Нередко в этом повинны бывают сами взрослые.

Очень интересный дневник матери приводит Л. И. Николаев в своей книге «Воспитывать человека». Мать пишет: «Мой сын — моя радость и мое счастье! Но только ли счастье и радость?.. А ответственность? Ответственность за него, за этого маленького человека, за его будущее?

Каким оно будет, его будущее? Будет ли наш сын счастливым? А вдруг?.. Нет! Я не хочу думать о плохом, а тем более писать... Хочу верить в лучшее! Каким вырастет наш сын? Какой будет у него характер? Будет ли он похож на отца, на деда?<...>

Кем станешь ты, Володя? Ведь так важно, чтобы ты стал Человеком.

Я буду помогать тебе в этом... Впрочем, не только я, но и твой отец, и дед, и бабушка. И очень хочу, чтобы тебе в этом помогли все, потому что, как мне кажется, в этом обязанность, в этом долг и в этом ответственность людей...».

Это очень глубокие строчки размышлений матери о своем долге.

Педагогика семейного воспитания — это один из труднейших разделов науки о воспитании. Большую помощь в этом отношении и родителям, и работникам дошкольных учреждений оказывают университеты педагогических знаний, специальные радио- и телепередачи, лекции известных педагогов, консультации и конференции по обмену опытом семейного воспитания. Но особенно полезны индивидуальные формы работы педагога с родителями — индивидуальные беседы и консультации, посещения семьи ребенка, во время которых воспитатель вместе с родителями обсуждают особенности поведения и развития ребенка в последний период.

Индивидуальные беседы с родителями не должны быть случайными во время прихода детей или ухода детей домой. Тут можно только обменяться несколькими фразами. Настоящая беседа проводится в удобное для родителей время, в спокойной обстановке. Такая беседа требует от воспитателя специальной подготовки материала: сведений о ребенке, о его интересах, поведении, подбора рисунков и поделок. Беседа наедине делает родителей более откровенными и разговорчивыми. Продолжение

Реклама: