Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Единство в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье (ч.4)

Индивидуальная работа с родителями обязательно должна сочетаться с коллективными формами работы. Изучение бытовых условий воспитанников помогает наметить общие для отдельных групп семей и индивидуальные формы работы детского сада с родителями на основе полученных данных, об условиях и традициях семейного воспитания детей. При этом обязательно следует учитывать те вопросы, которые особенно волнуют родителей.

В опубликованной в журнале методическом письме «Об организации и содержании работы дошкольных учреждений с родителями» предлагается обширная примерная тематика групповых родительских собраний, групповых консультаций, конференций, предлагаются и темы для папок-передвижек. Многие темы тесно связаны с проблемой ин-дивидуального подхода и профилактикой нежелательных проявлений, например: «Детские капризы и упрямство, их причины. Меры воздействия», «О детском эгоизме», «Воспитание застенчивых детей» и т. п. Тематика родительских собраний дается по возрастным группам, и в первую очередь родителей следует знакомить с возрастными особенностями психофизического развития детей.

Для приобщения родителей к совместной работе по воспитанию детей на общем или лучше на групповом родительском собрании целесообразно прочитать доклад «Индивидуальный подход к детям в семье», чтобы познакомить отцов и матерей с основными теоретическими положениями этой проблемы: как вести наблюдения за поведением детей дома и как на основе конкретных фактов анализировать их поступки.

Не следует сразу давать родителям большое задание, но чтобы привлечь их к целенаправленному изучению особенностей ребенка, нужно предложить им ответить на следующие вопросы: в чем выражаются положительные проявления ребенка (его способности, интересы, отношение к родным, товарищам)? Какие недостатки намечаются у ребенка?

Следует объяснить родителям, что, прежде всего, необходимо выявить положительные качества ребенка, а это иногда не так уж просто, между тем как отрицательные поступки бросаются в глаза. Но некоторые отрицательные качества тоже бывают глубоко скрытыми и проявляются, как фотопленка, только в определенной ситуации. Следует рассказать родителям, что важнейшим условием в процессе изучения индивидуальных особенностей детей является умение различать в их поступках и поведении характерное, постоянное и типичное, а также случайное. Всегда нужно определить причину, побуждающую детей поступать именно так.

Родителям детей, старших групп можно дать дополнительное задание: выяснить, как относится ребенок к труду, есть ли у него любимые виды труда, проявляет ли он настойчивость в выполнении поручений. Важно объяснить родителям, чтобы в своем заключении они исходили только из фактов, а не наоборот — сначала делали «выводы», а потом приводили единичный факт.

Например, родители Вовы определили, что их сын вежливый: он здоровается с соседями. Они даже умилились при таком заключении. Но оказалось, что мальчик здоровался только со взрослыми. Приходя в группу, он направлялся к воспитателю, не обращая внимания на детей. Родители не вникли в достаточной мере в этот процесс, судили только по одному факту, а нужно было сопоставить целый ряд фактов в разных ситуациях и не делать поспешных выводов.

Как мы уже говорили, материалы, полученные от родителей, помогают понять причины тех или иных особенностей ребенка. Личные наблюдения родителей нужно обсудить с ними в индивидуальных беседах.

Собранные педагогом материалы по изучению условий семейного воспитания детей помогают установить причины некоторых явлений, характерных не для одной, а для нескольких семей, например в вопросах о трудовом воспитании, о единстве требований к детям.

В семьях Вити У. и Васи Г. недооценивали трудовое воспитание. Правда, у Васи было стремление к самостоятельности, желание трудиться, но трудовых обязанностей у него не было. Витя же не любил трудиться, и никто его к этому не приучал. Родителям посоветовали поручить детям выполнять дома некоторые трудовые обязанности: ходить в булочную за хлебом (булочная находится рядом), приносить корреспонденцию из почтового ящика, вытирать посуду, сметать пыль с мебели. В детском саду воспитатель спрашивал мальчиков о том, что они делали дома. И ребята старались что-то сделать дома, чтобы можно было отчитаться. Постепенно благодаря постоянным поручениям у них воспиты-валось трудолюбие.

Большое внимание должно быть уделено самообразованию родителей. Это очень важно для поднятия уровня их педагогической культуры. «...Вопрос о работе с родителями,— писала Н. К. Крупская.— Это очень большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе». Педагогическая культура родителей определяется их отношением к воспитанию, а также их уровнем знаний по педаго-гике и психологии. Нельзя не включать сюда и нравственную атмосферу семьи. Духовное благородство родителей освещает их знания по педагогике и психологии. Повысить уровень педагогической культуры родителей поможет специальная литература. Долг воспитателя — подобрать и рекомендовать им интересные и полезные статьи и книги в соответствии со спецификой семейного воспитания и индивидуальных проявлений ребенка. Полезно побеседовать с отдельными родителями о прочитанном. Иногда возникают и дискуссионные вопросы. Обсуждение некоторых книг можно организовать на групповых собраниях или же во время индивидуальной беседы. Это, конечно, зависит от условий, и педагог сам выбирает и форму, и содержание этой работы.

Но педагогическая культура исчисляется не количеством страниц прочитанных книг, а подготовленностью родителей к правильному воспитанию своего ребенка. Особенно важно, чтобы родители убедились в силе примера и постарались использовать эту силу для развития у ребенка стремлений ко всему прекрасному в мире, и прежде всего к красоте человеческих отношений.

Проводя работу с семьей по индивидуальному подходу к ребенку, воспитателям очень полезно обсудить в своем коллективе следующие вопросы, опираясь при этом на определенный личный опыт: опыт индивидуальной работы с семьей; изучение условий воспитания единственного ребенка; методы и приемы проведения работы с неблагополучной семьей;

роль бабушки в семейном воспитании;

семейные праздники и традиции, их роль в формировании личности ребенка;

вопросы взаимоотношений старших и младших детей в семье; интересы ребенка и их удовлетворение в семье;

досуг ребенка в семье.

Конечно, это только примерная тематика, могут быть и другие вопросы. Из всего сказанного выше можно сделать такие выводы:

1. Работу как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с отдельными семьями можно успешно проводить только на основе знания особенностей быта и воспитания детей в семье.

2. Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между условиями воспитания, формированием особенностей поведения и спецификой их проявления.

3. Положительные результаты в проведении работы с семьей могут быть только в том случае, если между родителями и воспитателями имеется единство требований к детям, плановость и систематичность, взаимное доверие.

4. Совершенно необходимо давать родителям конкретные сведения по вопросу о возрастных и индивидуальных особенностях детей, учить их видеть в своих детях и хорошее, и плохое и анализировать их поступки.

5. В воспитании детей в семье ведущее место должно занимать нравственное воспитание, развитие у детей общественных интересов, дружеских отношений с окружающими.

6. Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей можно проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные условия воспитания детей.

7. Изучение особенностей семейного воспитания, так же как и изучение особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием начала планомерной работы по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их, в различных видах деятельности.

8. Работа с семьей является наиболее трудной проблемой педагогики. Это обязывает воспитателей широко использовать теоретическую литературу, анализировать практическую работу и тесно сотрудничать с семьей ребенка.

Реклама: