Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Индивидуальный подход при формирование детского коллектива (ч.1)

Воспитание ребенка в коллективе — важнейшее условие всестороннего развития его личности и раскрытия ее внутренних богатств. Жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнерадостности. Только в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников, устанавливать дружеские отношения со своими товарищами: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности. Эти отношения проявляются в быту и в различной деятельности детей. Дружба — одно из самых высоких, самых благородных чувств, под влиянием которого дети становятся более отзывчивыми, более сердечными.

При формировании детского коллектива, воспитании у ребят чувства коллективизма и дружбы особенно важен индивидуальный подход. Но сначала педагогу нужно выяснить, какое место занимает ребенок в коллективе.

В результате целенаправленных наблюдений за детьми в быту, в труде, в играх и на занятиях, а также на основе знакомства с условиями их семейного воспитания педагог имеет возможность выделить несколько групп детей, у которых отмечаются некоторые общие черты по отношению к коллективу.

Первая группа — это дети с положительными проявлениями — дружные, отзывчивые, пользующиеся авторитетом у товарищей. Ее можно определить как «актив», на который педагог может опираться в целях развития дружеских коллективных связей воспитанников и укрепления положительных сторон коллектива в целом.

Другая группа — это дети, поддерживающие хорошие начинания «актива», но их проявления бывают недостаточно устойчивыми, в отдельных случаях допускаются срывы.

Третья группа — дети, которые держатся замкнуто, отчужденно, не участвуют в играх, пассивно ведут себя на занятиях. К этой же группе следует отнести и тех ребят, которые робко входят в коллектив и в этот момент требуют к себе особого внимания и помощи.

Бывают также дети, которые стараются подметить недостатки у своих товарищей и выпятить свои личные достоинства. Конечно, общие черты, которые служат критерием распределения детей на группы, не исчерпывают характеристику каждого ребенка, ведь у каждого из них есть и свои индивидуальные проявления. Например, наряду с положительными у ребенка могут быть и отрицательные проявления.

Наташа Д.— организатор игр, обладает хорошими трудовыми навыками, способна к пению и танцам, но с детьми она груба и заносчива. Когда не видит воспитатель, она не стесняется ударить более слабого. В присутствии же взрослого Наташа преображается — опять она исполнительная и внимательная. Игорь М. пренебрежительно относится к коллективу, к сверстникам. Он, правда, не дерется, но для него ничего не стоит оскорбить товарища. И наоборот, Саша Т., шаловливый мальчик, но хороший организатор игр, расторопный в выполнении любых поручений и в помощи товарищам. Игорь Е. и Ося Д. внимательны к товарищам и заслуженно пользуются доверием и любовью детей.

Для работы с каждой из групп воспитатель намечает определенные задачи. Робких, застенчивых, замкнутых детей необходимо приблизить к коллективу. При этом педагог опирается на «актив», одновременно он заботится о повышении уровня нравственной воспитанности членов самого «актива», обращая их внимание на положительные проявления отдельных детей. Ребятам второй группы воспитатель помогает влиться в «актив». Как правило, немногочисленной группе детей, склонных к зазнайству, педагог, используя положительное влияние коллектива, должен помочь избавиться от этого недостатка, привлечь его к коллективу. В решении указанных задач велика роль индивидуального подхода.

При организации и проведении любой индивидуальной работы с детьми необходимо соблюдать определенные условия. По своей форме и содержанию эта работа должна быть интересной, а по времени проведения — недлительной, чтобы это не было в ущерб игровой деятельности, удовлетворению личных потребностей, желаний и интересов. Индивидуальные беседы, занятия, рассматривания картин и иллюстраций к книгам, дидактические игры удобнее всего проводить в утренние часы сбора, во время прогулок или в вечерние часы. В общем плане работы необходимо указывать, с кем и что намечается провести. В дневнике же воспитатель должен записать, какая работа была проведена, проанализировать полученные факты и наметить последующие мероприятия.

Прежде всего индивидуальную работу следует проводить с теми детьми, которые более всего в этом нуждаются. В качестве примера приведем работу, которая проводилась педагогами одного из детских садов г. Минска с пятилетним Сашей К.

Саша был практически здоров, но имелись некоторые отклонения в осанке: он сутулился, голова почти всегда опущена, походка шаркающая. Мальчик рос молчаливым, замкнутым, нелюдимым. Дети, чувствуя такое его отношение ко всем, тоже стали проявлять к нему недоброжелательность. При посещении семьи выяснилось, что условия быта хорошие, но родители мало заботятся о сыне, не уделяют ему должного внимания. Ребенок был предоставлен сам себе и потому немного отставал в развитии.

Необходимо было приобщить мальчика к коллективу, привлечь к участию в играх и занятиях.

Для этого нужно прежде всего самому воспитателю установить доброжелательные отношения с Сашей, вызвать у него доверие. Индивидуальные формы общения с ребенком явились тем мостиком, который помог ввести его в коллектив.

В результате наблюдений было замечено, что Саша аккуратен, всегда моет руки без напоминания, любит книги, хотя старается их рассматривать один, когда ему кажется, никто этого не видит. Вопросы, задаваемые Саше, позволили проверить его умение считать (оказалось, что он умеет считать до пяти), правильно различать цвета (черный, красный, желтый, голубой, зеленый), даже определить в некоторой степени и его вкусы — ему нравились узоры красного цвета; во время индивидуальных бесед было также установлено, что речь у него правильная, только говорит он тихо и монотонно.

Совместные с воспитателем рассматривания иллюстраций к книгам, картин, беседы помогли Саше в развитии произвольного внимания. На индивидуальных занятиях мальчик оживлялся, его лицо теряло выражение безразличия, и это позволило педагогам сделать вывод, что Саша при целенаправленном руководстве и внимательном отношении взрослых довольно быстро сможет догнать товарищей. Этот вывод нашел свое подтверждение при дальнейшей работе с мальчиком. Воспитатели договорились с родителями, чтобы они почаще с ним беседовали, читали книги, рассматривали картинки.

Терпеливая работа педагогов и родителей принесла некоторые успехи: Саша стал отвечать на вопросы, участвовать в несложных, спокойных играх. Было замечено, что и дети постепенно изменили к нему отношение: внимание воспитателей к Саше не прошло мимо них. На первой стадии их общение носило форму опеки: дети вели и усаживали его на занятия, одевали, собираясь на прогулку. Но в отношении внимания со стороны детей не все было благополучно. Так, одна из девочек, пользуясь доверчивостью Саши, пугала его. Саша плакал. Один мальчик тоже не упускал случая подразнить его. Но остальные ребята к этим выходкам стали относиться с возмущением. Они заботились о Саше, помогали ему.

Затем работа с Сашей прервалась, он на месяц уехал в отпуск с родителями. После отпуска пришел в группу утром, но не поздоровался и молча сел на свое излюбленное место возле пианино. Дети его окружили и стали расспрашивать, где он так долго был. Саша ничего не отвечал, и дети отошли. На вопрос воспитателя «Где же ты был так долго?» тихо ответил: «У бабушки».

Прошло несколько дней, а Саша по-прежнему держался отчужденно. Воспитателей это очень тревожило: неужели работа пропала зря? Но они продолжали наблюдать за мальчиком и заметили, что, несмотря на внешне безучастный вид, Саша вслушивается в разговоры и вникает в их смысл. Например, при медосмотре врач ошибся при определении возраста Саши, и мальчик его поправил. Это было новое в его поведении и вызвало у всех радость.

Саша стал проявлять некоторую общительность: обращался за помощью, когда одевались на прогулку, вступал в разговоры. Но его общение носило избирательный характер: к детям он не обращался, обращался только к воспитателю. Установление «интимного контакта» с ребенком способствовало тому, что Саша «раскрылся». Во время бесед Саша иногда самостоятельно рассказывал о жизни дома. Часто его рассказы возникали в связи с определенной ситуацией. Например, когда дежурные накрывали на стол, он говорил о том, какая у них дома клеенка, скатерть, посуда и т. п. Мир его интересов и знаний был узок.

Тогда педагоги побеседовали с Сашиными родителями, посоветовали им, как продолжать дома ту работу, которая проводится с мальчиком в детском саду, рекомендовали читать ему детские книги. Вскоре они узнали, что родители стали покупать сыну книжки. Увидев в детском саду книгу Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса», Саша обрадовано сообщил: «У меня дома есть такая книжка».

Через некоторое время в поведении мальчика обнаружилась другая крайность: он стал шалить, не хотел делать утренней гимнастики. На вопрос «Почему ты шалишь?» отвечал: «Я маленький». Тогда предложили ему помериться ростом с другими детьми, и Саша был удивлен и даже польщен тем, что он большой, выше многих детей.

Наряду с неправильным поведением других детей обсуждалось и Сашино. Дети осуждали некоторые поступки Саши: когда он шалил в умывальнике, брызгался водой, брал в рот пальцы, во время занятий, не спрашивая разрешения, вставал и ходил по группе. К суждениям товарищей Саша не оставался безразличным, он правильно реагировал на их замечания, в дальнейшем старался исправиться.

Этот довольно подробный рассказ показывает, насколько важен систематический индивидуальный подход к ребенку, чтобы вернуть маленькому человеку веру в себя, в свои силы, помочь ему войти в жизнь коллектива. Продолжение

Реклама: