Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Индивидуальный подход при формирование детского коллектива (ч.2)

В индивидуальном подходе к Саше можно отметить следующие этапы: установление «интимного контакта» (беседы, рассматривание книг, картин, окружающего); отдельные поручения общественного порядка («Покажи, Саша, детям книги, альбом») и привлечение мальчика к участию в игре с группой детей.

Проявления Саши также имели определенную последовательность. Вначале он уклонялся от ответов на вопросы; затем стал давать односложные ответы; сам стал обращаться за помощью к взрослым, принял опеку товарищей, стал проявлять самостоятельность и прислушиваться к критическим замечаниям сверстников.

Со стороны коллектива детей, как уже указывалось, вначале замечалось пренебрежение к Саше, затем проявление интереса к нему, совместное рассматривание альбома, книг; опека, помощь мальчику; критическое отношение к его шалостям. В отношении коллектива к Саше, как в зеркале, отразилось отношение к нему воспитателей, внимание к Саше, занятия с ним и поддержка. Дети усвоили правильный тон в отношении к мальчику, радовались его успехам.

Таким Образом, индивидуальная работа с Сашей вполне себя оправдала. Вначале это было парное общение, затем групповое, а в дальнейшем Саша стал членом коллектива: наравне со всеми участвовал в играх и занятиях.

Ежедневное индивидуальное общение с мальчиком проводилось не только с целью приобщения его к жизни группы, но и для того, чтобы повысить его знания, так как он отставал по всем разделам программы. Его обучали простейшим навыкам обращения с карандашом, глиной и вместе с этим ставили задачи развить его речь, научить считать, решать задачи; проводили с Сашей дидактические игры для развития его внимания.

Индивидуальная работа велась и с Игорем К., тихим, спокойным мальчиком, страдавшим заиканием.

Игорь очень стеснялся своего недостатка, волновался и от волнения еще больше заикался. С ним ежедневно проводили занятия по исправлению речи (под руководством логопеда). Стояла задача: через индивидуальное общение подготовить мальчика к участию в общих занятиях. Однажды на групповом занятии произошел неприятный инцидент: один из мальчиков стал передразнивать Игоря. Дети отнеслись к этому осуждающе, они были очень недовольны поведением обидчика, и он сам почувствовал себя неловко. Игорь, сильно заикаясь от волнения, рассказал, что, когда он жил у бабушки в деревне, на него наехал велосипедист, он испугался и с тех пор заикается. Все успокаивали мальчика, сочувствовали ему: «Это с каждым может случиться».

Воспитатели напоминали детям, как нужно разговаривать с Игорем. Время от времени слышалось их обращение к Игорю: «Ты не торопись, набери воздух, говори медленно». И вот наступил день, когда Игорь впервые участвовал в общем занятии. Он рассказал, как помогал дома маме. Хотя он и волновался, но старался говорить спокойно и не торопясь. С этого времени он стал участвовать во всех занятиях и постепенно избавлялся от своего недостатка.

В данном случае важно было поддержать усилия мальчика, отметить его успехи, вызвать определенное отношение со стороны детей.

Ежедневно проводились также занятия по исправлению речи с Вовой П. Он неправильно произносил звуки ж, р, ш. Занятия с мальчиком осуществляла заведующая детским садом. Вова, жизнерадостный и веселый, ничуть не смущался своим неумением правильно произносить звуки. Это свидетельствует о том, что недостатки произношения не всегда отрицательно влияют на поведение ребенка. Занимался Вова охотно, и каждое достижение его радовало, он с удовольствием демонстрировал свои успехи.

Итак, подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы: индивидуальные занятия нужно считать одной из самых важных форм осуществления индивидуального подхода к детям; эта работа должна проводиться планомерно и систематически. Совершенно необоснованным является мнение, что такие занятия перегружают ребенка и являются для него неинтересными. Наоборот, как правило, дети любят такие занятия, доро-жат ими, боятся, чтобы про них не забыли, и сами напоминают, что пора заниматься.

Рассказывая о различных формах индивидуальной работы, следует подчеркнуть, что в ней всегда принимают участие и другие дети: они радуются успехам своего товарища, огорчаются его неудачам, сочувствуют ему. Эти общие переживания очень важны в воспитании у дошкольников чувства коллективизма, товарищества, дружбы. Ценность этих качеств неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская. Она указывала, что «с самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми».

Наряду с плановой работой в детском саду могут проводиться индивидуальные занятия, заранее не предусмотренные. Например, чтобы закрепить у отдельных детей новые знания и навыки или поддержать возникшие интересы.

Миша Д. умеет придумывать интересные и сложные для ребят задачи. Общие занятия по счету обычно не удовлетворяют его полностью. После занятий, на прогулке, можно видеть, как вокруг Миши и воспитателя собирается круг «болельщиков» и все вместе ребята обсуждают и решают придуманные мальчиком задачи.

Развитие интересов и способностей одного ребенка имеет значение и для всего коллектива, так как лучшими качествами отдельных детей обогащается и весь коллектив.

Проводя индивидуальную работу, видно, как сильно воздействует на поведение детей общественное мнение, как оно помогает вырабатывать у них согласованные действия.

Общественное мнение оказывает влияние на младших дошкольников. Приведем такой пример (педагог О. Н. Соболевская, г. Минск):

Коля поступил в детский сад в возрасте двух лет. С первых же дней он очень неохотно оставался. Свое неудовольствие выражал тем, что ложился на пол, стучал ногами, кричал и никого не признавал.

В беседе с родителями выяснилось, что дома такое поведение ребенка стало привычным. Они объясняли это тем, что мальчик болезненный и его нельзя волновать.

Ни яркая игрушка, ни ласковый тон обращения с ним воспитателя, ни песни, ни игры — ничто не привлекало внимания ребенка. И тогда воспитатель обратился за помощью к детям. Когда в очередной раз Коля лежал на полу и кричал, педагог организовал игры: птичками будут все, они будут летать по комнате, и если Коля останется лежать на полу, на него можно налететь. Коля прислушался, перестал кричать, но продолжал лежать на полу, настороженно наблюдая за играющими. Как только птички приблизились к нему, он не выдержал, быстро вскочил и убежал в сторону.

На следующий день мальчик снова пытался капризничать. Воспитатель позвал детей и сказал: «Хотите поиграть в птичек?» Ему не пришлось даже напоминать, что птички могут налететь на Колю, как тот встал, отошел в сторону и стал наблюдать за игрой. Дети пригласили его поиграть вместе. Он не согласился, но не переставал наблюдать за ними. А через несколько дней Коля уже и сам «летал» вместе со всеми.

В течение дня воспитатель должен найти возможность общения с каждым ребенком. Правда, «удельный вес» этого общения может быть различным. В первую очередь следует уделить внимание детям, которые в нем остро нуждаются: робким, неуверенным, имеющим недостатки в произношении, пробелы в знаниях.

Существенную помощь в организации и проведении индивидуальной работы должны оказывать воспитателю педагог-методист и заведующая.

Реклама: