Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Индивидуальный подход к детям в процессе трудового воспитания (ч.1)

В новую эпоху неизмеримо возрастают задачи трудового воспитания подрастающего поколения. Научно-технический прогресс открывает широкие горизонты в различных сферах производства. Труд человека подкрепляется мощью новой техники, становится все более сложным, интеллектуально насыщенным, возрастает его творческая направленность, нравственное содержание.

Только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.

Очень важно с малых лет привить ребенку глубокое уважение к труду взрослых, вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивого, стремящегося приносить своим трудом пользу людям, работать для блага общества.

В «Программе воспитания в детском саду» подчеркивается огромная роль трудового воспитания для всестороннего развития личности. Определено содержание трудового воспитания: ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли труда в жизни общества, а также организация разнообразной трудовой деятельности детей, в процессе которой они овладевают некоторыми практическими навыками. Трудовая деятельность детей способствует воспитанию у них ряда нравственных качеств.

В разрешении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение. Объясняется это прежде всего тем, что в этом виде деятельности у детей дошкольного возраста наблюдаются самые разнообразные проявления.

Случается, что некоторые дети, уходящие из детского сада в школу, не приобрели необходимые трудовые навыки и умение разумно организовать свой труд, не отвлекаясь, доводить работу до конца. Такие факты являются следствием недостаточной индивидуальной работы воспитателей с этими детьми. Пробелы в трудовом воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качествах, отношении к учению интересе к знаниям.

А. С. Макаренко допускал, что отношение детей к трудовой деятельности может быть различным. Есть так называемые ленивые дети. В таком случае, прежде всего, необходимо установить причину лени. Иногда это слабое физическое состояние ребенка. «Большей же частью,— писал А. С. Макаренко,— лень у ребенка развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям которые труд всегда доставляет». Вскрывая причины появления у ребенка лени, Антон Семенович рекомендовал пробуждать у него интерес к труду. Это процесс медленный, но при надлежащем упорстве и настойчивости результат, несомненно, скажется! Опасным отклонением от нормы поведения он считал и такое явление, когда дети берутся за любую работу, но выполняют ее без увлечения, без интереса, без мысли, без радости.

В жизни детей младшего дошкольного возраста труд не является доминирующей деятельностью. Ребенок по своим возрастным возможностям еще не созрел в достаточной мере для трудовых усилий. Мышечный аппарат у него еще слабый, движения не координированы, внимание неустойчивое, воля находится в зачаточном состоянии. Вместе с тем малышу присуще стремление к деятельности и самостоятельности, подражательность, интерес ко всему окружающему. Индивидуальные особенности ребенка в процессе трудового воспитания в младшем дошкольном возрасте проявляются в различной степени его самостоятельности, уровне умений и навыков самообслуживания, интересе к труду. Эти особенности проявляются не только в трудовой деятельности, не и в играх, на занятиях и в быту.

Правильная организация трудового воспитания с самого раннего детства служит надежной основой для дальнейшего развития ребенка. Недооценка этого положения приводит к весьма печальному исходу, так как впоследствии, в старшем дошкольном возрасте, приходится ребенка перевоспитывать, а это процесс более сложный и мучительный, нежели организация правильного планомерного трудового воспитания с самого раннего детства.

В организации трудового воспитания малышей, в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход становится необходимой закономерностью. И первым этапом в этом деле является изучение индивидуальных проявлений всех детей группы.

Изучение индивидуальных особенностей ребенка следует начинать прежде всего с изучения его физического состояния и особенностей его высшей нервной деятельности. Затем правомерным является изучение уровня его трудовых навыков. От этого зависит дифференцированный подход к детям: одним в самообслуживании требуется большая помощь, другим — незначительная, а третьим можно предоставить возможность самим выполнять носильную работу. Очень важно знать эти особенности, так как завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в своих силах, у них угасает интерес к труду и в связи с перегрузкой даже возникает отвращение к любому трудовому процессу.

Необходимо согласовать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании малыша. Не является секретом, что процесс обучения трудовым действиям и навыкам требует много времени, терпения и внимания к ребенку. Родители торопятся на работу, стараются в целях экономии времени скорее одеть малыша, и вот: время не потеряно, но зато потеряна возможность своевременного овладения ребенком навыками самостоятельности в самообслуживании и, что самое опасное, создаются предпосылки для возникновения у него лени, которая является, как об этом свидетельствует народная мудрость, «матерью всех пороков».

Результаты наблюдений за детьми обычно записываются в специальном дневнике. Воспитателю полезно иметь также сводную таблицу сведений о всех детях группы.

Уже в младшем дошкольном возрасте можно наблюдать определенные различия у детей. Воспитатель младшей группы, проводи наблюдения по изучению индивидуальных проявлений детей в трудовой деятельности, отмечает особенности воспитанников.

«Оля Т.— рослая здоровая девочка, очень любит трудиться. На прогулке всегда просит, чтобы ей дали совочек, лопатку, метлу или ведерко, и сразу же приступает к работе. У нее явный интерес к труду, она всегда находит себе дело. Из беседы с матерью выяснилось, что Олю приучали трудиться с самых ранних лет и научили ее необходимым навыкам. С двух лет она вполне самостоятельна в самообслуживании.

Мальчики Юра, Слава, Сергей, Саша, Коля и Игорь всегда после игры аккуратно убирают игрушки на место, кубики складывают в ящик, наводят порядок в игровом уголке.

Юра часто задает вопросы о работе повара, шофера, летчика. Это свидетельствует о пытливости мальчика».

Продолжение

Реклама: