Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Индивидуальный подход к детям в процессе трудового воспитания (ч.2)

Деятельность трудолюбивых детей воспитатель использует в качестве примера для тех, кто не проявляет к трудовой деятельности никакого интереса, уклоняется от любого поручения или не доводит дело до конца, а если и выполняет поручение, то с большим нежеланием. Для трудового воспитания таких детей нужно использовать следующие приемы: привлечение к совместной работе, показ, пояснение; навыки в самообслуживании со-вершенствуются в процессе игр с куклами. Воспитатели младших групп широко используют также взаимопомощь детей (помочь застегнуть пуговицы, поправить воротничок, подать салфетку, хлеб). Выполнение таких поручений является началом общественно полезного труда. Малышам, которые не доводят начатую работу до конца, можно оказать некоторую помощь, чтобы они видели результат своего труда.

Формированию у дошкольников интереса к труду помогает и работа в живом уголке.

В группе всю зиму жил воробей, которого дети нашли и отогрели. С наступлением весны его выпустили на волю, а на его место вселился новый квартирант—: еж, о котором малыши с помощью воспитателя тоже проявляли заботу — кормили, убирали клетку.

Связь труда с наблюдениями за животными, помощь взрослым в уходе за ними способствуют расширению знаний детей, приобретению определенных навыков, а также воспитывают у них заботливость, чувство ответственности.

Очень полезно с разных точек зрения общение младших детей со старшими. Их совместная трудовая деятельность благотворно влияет на формирование нравственных качеств и тех, и других. У малышей возникает желание трудиться, развивается доверчивость и привязанность к старшим товарищам, укрепляется радость общения. У старших же воспитывается чувство ответственности, заботливое отношение к маленьким, терпение, выдержка, инициатива. Организуя общение детей разных возрастов, нужно соблюдать ряд условий:

1) чтобы общение было успешным, нужно, чтобы оно было регулярным, а не от случая к случаю;

2) работа заранее должна быть четко спланирована;

3) необходимо предварительно инструктировать старших: рассказать, что они будут делать у маленьких, объяснить, как следует обучать их определенным навыкам, подчеркнуть, что помогать малышам нужно только в тех случаях, когда им трудно справиться самостоятельно.

Вопрос о том, кого можно послать к малышам, следует обсуждать и при этом учитывать интерес старших детей к таким поручениям.

Общение детей разных возрастов должно происходить также мри условии знания воспитателем индивидуальных особенностей нетей в трудовой деятельности, причем не только младших, но и старших. Начать изучение такого рода индивидуальных особенностей дошкольников среднего и старшего возраста рекомендуется с выяснения отношения каждого ребенка к труду.

Наблюдая за детьми, нетрудно заметить, что некоторые охотно берутся за дело, умеют быстро и аккуратно работать, проявляют самостоятельность и доводят начатое до конца, другие же псе делают с неохотой. Однако трудовые умения и интерес ребенка к труду не всегда является показателем лучших черт его характера. Приведем некоторые факты из опыта работы.

Игорь М. любил дежурить, охотно помогал взрослым в их труде, но у него замечалось некоторое зазнайство, он был уверен, что лучше него никто ничего не сделает. Чтобы преодолеть эту самоуверенность, воспитатель предъявлял к ребенку более высокие требования, постоянно подчеркивал, что если он научился хорошо работать, то нужно научить этому и товарищей. Педагог обращал внимание Игоря на хорошую работу других детей, которые, не хвастаясь, тоже хорошо выполняли порученное дело.

Этот пример убеждает в том, что для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества — скромен ли он, дружелюбно ли относится к товарищам, готов ли помочь нуждающимся в этом. Трудовые навыки и трудолюбие ребенка должны гармонически сочетаться с его отношением к коллективу, поэтому при оценке трудолюбия нужно учитывать не только добросовестное выполнение ребенком данных ему поручений, но и проявление с его стороны дружелюбия, помощи товарищам. Надо помнить, что трудовое воспитание есть, прежде всего, нравственная проблема.

Трудиться не только для себя, но и для других — исключительно важная нравственная черта, которую нужно прививать постоянно, всеми возможными средствами. Взаимопомощь воспитывает у детей доброжелательность, чувство коллективизма, уважение друг к другу. Такой замечательный принцип морального кодекса, как «человек человеку— друг, товарищ и брат», берет свое начало в самых простых, элементарных проявлениях дружеской помощи. Детям, привыкшим трудиться только для себя, нужно давать поручения, которые имеют общественное значение: закрыт! дверь, чтобы всем было тепло; поставить в вазу цветы, чтобы стало красиво и всем было приятно; при этом надо постоянно подчеркивать значение общественно полезных действий.

Приведем такой пример.

Дети проводили уборку в своей групповой комнате. Витя У. справился порученным заданием быстрее других и встал у двери, ожидая, когда все закончат работу и можно будет идти на прогулку.

— Почему же ты ничего не делаешь, когда все дети трудятся? — спросил его воспитатель.

— А я уже все свое сделал,— спокойно ответил Витя.

Такой факт нельзя оставлять без внимания, так как взаимовыручка, взаимопомощь при выполнении детьми различным поручений и задании является по существу начальной формой общественно полезного труда.

В каждом коллективе можно встретить и таких детей, которые охотно берутся за дело, но не доводят его до конца, так как не обладают достаточной настойчивостью и терпением. Чаще всего это дети из тех семей, в которых несерьезно смотрят на трудовые обязанности ребенка и не воспитывают у него с раннего возраста настойчивость в преодолении трудностей!

Особенно внимательного и чуткого отношения к себе требуют те дети, которые хотят трудиться, но по разным причинам очень медленно овладевают трудовыми навыками. Если вовремя не прийти им на помощь, они начинают терять уверенности в себе, а это отрицательно сказывается на всем их поведении. Среди старших дошкольников таких беспомощных детей не так уж много.

Продолжение

Реклама: