Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Индивидуальный подход к детям в процессе трудового воспитания (ч.3)

Привить детям трудовые навыки несравненно легче, чем воспитать у них положительное отношение и любовь к труду. Значительные трудности воспитателю приходится испытывать в тех случаях, когда он имеет дело с детьми, у которых нет ни умения, ни желания работать.

Например.

Вова, воспитанник подготовительной к школе группы, всегда отказывался от каких бы то ни было трудовых обязанностей, вступал в пререкания, когда ему давали поручение, а если и брался за работу, то выполнял ее кое-как, часто не доводя дела до конца. Он отказывался дежурить или обязанности дежурного выполнял небрежно, часто отвлекался: накроет скатертью стол, затем подходит к ребятам, которые рассматривают иллюстрации в книгах и рисуют, или же включается в игру. Вове напоминали, что он не успеет накрыть на стол к завтраку. Мальчик ставил тарелки и опять отвлекался. Бывали случаи, когда он просто оставлял дежурство и уходил играть. Необходимо было найти способ воспитать у него интерес к труду. Помог случай.

Однажды в детский сад привезли новую посуду. Вова любовался красивой расцветкой чашек, блюдец и тарелок. Это не осталось незамеченным для воспитателя. Он сказал, обращаясь ко всем: «Как приятно будет дежурным расставлять на столы такую замечательную посуду!» И вдруг Вова обратился к воспитателю с просьбой разрешить ему завтра дежурить. Впервые за многие месяцы мальчик выполнял обязанности дежурного с увлечением и большим желанием, правильно и аккуратно расставлял посуду, старался не получить никаких замечаний. Воспитатель отметил его хорошую работу и похвалил за аккуратность.

Вовремя замеченный интерес ребенка помог найти основу для дальнейшего развития у него трудовых умений, для воспитания чувства ответственности за порученное дело. Постепенно у Вовы появилось желание работать для коллектива.

Есть дети, которые отличаются крайней медлительностью в своих действиях: медленно одеваются и раздеваются, не успевают вовремя выполнять трудовые задания, на занятиях отстают от других детей при выполнении рисунка, лепки и т.д. Прежде всего необходимо установить причину развития медлительности, которая может зависеть и от особенностей высшей нервной деятельности, и от условий жизни.

Флегматичный характер Лены сказывался на ее поведении. Но изучение условий жизни девочки в семье показало, что ее медлительность развивалась главным образом из-за неправильного отношения родителей к темпу выполнения ею трудовых поручений. У Лены установилась привычка все делать медленно. Родители, хотя и высказывали тревогу за свою дочь, но никаких мер для преодоления ее медлительности не принимали.

Было совершенно необходимо научить Лену действовать быстрее. Прежде всего воспитатель решил узнать, чем девочка любит заниматься. Было замечено, что Лена любит дежурить и неплохо выполняет эти обязанности. В дни дежурства девочка старалась поскорее справиться с завтраком, без напоминаний одевалась и раздевалась в нужном темпе. Эти проявления легко было использовать для развития ее активности и инициативы. Но нельзя же было девочку назначать дежурной ежедневно. Пришлось искать и другие пути воздействия.

Дети той группы, которую посещала Лена, шефствовали над малышами: перед уходом на прогулку помогали им одеваться, играли с ними, после обеда укладывали спать. Лена любила малышей, ей нравились такие поручения, и она охотно их выполняла. В тот день, когда она знала, что пойдет к малышам, она проявляла особую активность. Заметив эту привязанность девочки, воспитатель сказал, что будет разрешать дежурить ей у маленьких только тогда, когда она будет все делать быстро. Лене, чтобы попасть к малышам, приходилось в течение длительного времени стараться все выполнять быстро, постепенно это вошло у нее в привычку.

Работа по преодолению медлительности проводилась и в семье. Благотворное влияние на Лену оказали также экскурсии на радиозавод, где девочка наглядно видела, как быстро, четко и слаженно работают взрослые.

Некоторые педагоги считают, что часто медлительность обусловливается ленью. Конечно, ленивые дети неохотно принимаются за трудовые дела и их действия бывают вялыми и неуверенными. Но в практике обычно наблюдается, что медлительные дети — это, прежде всего дети с определенной психической направленностью. Порученное задание они стремятся выполнить как можно тщательнее, аккуратнее, следовательно, тратят на это больше времени и потому отстают о других.

Наблюдая за поведением Лены в трудовой деятельности, воспитатель видел, что она умеет выполнить данное ей поручение аккуратно, но медленно. Например, на столе лежит груда высушенного кукольного белья и одежды выстиранной накануне группой детей, в которую входила и Лена. Дано поручение ей, Наташе и Лиде выгладить выстиранное белье. Лида Н. (хороша трудолюбивая девочка) спрашивает у подруг: «Что вы будете гладить? Наташа тотчас же высказывает желание гладить скатерти, наволочки и простыню (она уже сообразила, что это будет самая простая работа) Лида и Лена не возражают и, не деля между собой оставшееся белье, приступают к работе. У Лиды действия быстрые и решительные Лена гладит очень медленно, но аккуратно. Она выбирает наиболее мелкие вещи. Вот в ее руках маленькая кукольная юбочка, несколько раз проведено утюгом — и вещь уже выглажена. Но Лена не спешит отложить ее в сторон, поднимает ее, смотрит. «Что ты смотришь на юбку? — спрашивает насмешливо Наташа.— Пока ты на нее любуешься, я уже смотри сколько нагладила». Лена не оглядываясь на Наташу, тихо говорит: «Совсем некрасивая юбка, а ведь можно загладить складочки, тогда будет хорошо». Она старательно и аккуратно заглаживает складки, и юбочка действительно становится красивее.

Кроме Лены, в группе были и другие медлительные дети. Но они тоже не были ленивыми, а скорее чрезмерно исполнительными и старательными

В преодолении медлительности у детей большое значение имеет воздействие коллектива. Медлительных детей полезно включать в коллективную деятельность. Например, при поливке огорода или цветника одни ребята подносят воду, другие поливают (с разделением труда) или же одни моют игрушки, другие вытирают их, третьи относят вымытые вещи на место. В этих случаях медлительность отдельных детей может задерживать весь ход работы, что вызывает недовольство всем группы и заставляет их поневоле подтягиваться.

Вместе с тем применять такой прием к медлительным детям следует с известной осторожностью и педагогическим тактом. Нельзя их сразу объединять в коллективном труде такими ребятами, которые очень резко отличаются по темпу работы.

Приведем такой пример.

Два мальчика — Толя и Олег — стали убирать участок от опавших листьев. У Толи были уверенные движения, он быстро накладывал листья на носилки. Олег же работал значительно медленнее и стал отставать. Понимая это, он начал спешить, движения получались неритмичными, листья падали с лопаты, Заметив, что мальчик старается трудиться сверх своих возможностей, но безрезультатно, воспитатель поставил его в пару с Алешей, который был не таким быстрым, как Толя, и работа у них пошла успешно.

Этот пример показывает нам, что развитие активности медлительных детей требует соблюдения принципа посильности и постепенности в наращивании темпа работы.

Есть дети, которые все делают торопливо, небрежно, не обращая внимания на результаты «сделанной» работы. Эта небрежность отражается и на их внешнем виде, проявляется в их отношении к порядку вокруг себя: они кое-как складывают свою одежду в шкаф, небрежно забрасывают на шкафчик шапку, шарф, рейтузы, швыряют в угол ботинки. Замечания воспитателя не приносят должных результатов.

Продолжение

Реклама: