Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Индивидуальный подход к детям в процессе трудового воспитания (ч.4)

В индивидуальном подходе к таким детям оправдывает себя прием привлечения в качестве «общественных контролеров» детей, которые могут служить примером аккуратности и трудолюбия. Им поручается проверять порядок в шкафчиках. Воспитатель должен распределить места с таким расчетом, чтобы неаккуратные дети были по соседству с аккуратными и могли брать с них хороший пример. Систематический общественный контроль приводит к тому, что дети становятся самостоятельнее и аккуратнее, взрослому все реже приходится делать им замечания.

У дошкольников по-разному проявляется интерес к различным видам труда: одни любят стирку, другие — труд в природе, третьи — уход за животными. Часто причиной избирательного отношения детей к определенным видам труда является овладение ими определенными навыками. Ребятам нравится делать то, что они умеют.

В целях развития интереса к труду вообще можно использовать длительные поручения, выполнение которых приводит к ощутимым результатам. Это могут быть, например, задания по выращиванию растений, уходу за рыбками, животными, птицами. Повседневно наблюдая за ростом и изменением растений, развитием животных, дети видят результаты своего труда, привыкают выполнять и «неинтересные» поручения.

Отсутствие необходимых навыков у застенчивого ребенка может быть причиной его нежелания участвовать в общем труде, хотя интерес к труду у него есть.

Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие этих особенностей как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков, в темпе и качестве выполнения поручений; с другой стороны, то, что в индивидуальных проявлениях детей замечается не только разное, но и много общего.

На основании сказанного можно выделить пять своеобразных подгрупп.

К первой подгруппе следует отнести детей со стойкой трудовой направленностью, с хорошими практическими навыками, доброжелательным отношением к товарищам. Характерными индивидуальными чертами детей этой подгруппы является положительное отношение к труду и к коллективу.

Вторая подгруппа — это дети с положительным отношением к труду, имеющие хорошие трудовые навыки, но проявляющие пренебрежение к товарищам.

Третью подгруппу составят дети, уклоняющиеся от трудовых поручений, в том числе и те, кто не участвует в трудовое деятельности из-за застенчивости.

В четвертую подгруппу войдут дети, имеющие нестойкую трудовую направленность, срывы в поведении, склонные к конфликтам.

Пятую подгруппу составят дети, которые работают хорошо и аккуратно, любят трудиться, но проявляют медлительности в выполнении трудовых заданий. Распределение детей по этим подгруппам поможет воспитателю наметить задачи и методы индивидуального подхода к целой подгруппе и к отдельным детям, покажет, на кого из них можно опереться в организации и проведении общей трудовой деятельности, а кто требует особого внимания и заботы в воспитании трудовых навыков и привычек.

Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу, сформировать для этого определенные группы — звенья, в которых соединить ребят с различными индивидуальными проявлениями, что очень важно для оказания их положительного влияния друг на друга.

Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда.

Коллективному труду в дошкольных учреждениях в настоящее время отводится большое место. Это наиболее целесообразна? форма трудовой деятельности детей. Совместные переживания в процессе практической деятельности очень ценила Н. К. Крупская и рекомендовала как можно чаще использовать их в жизни детей.

Дети любят коллективную трудовую деятельность, и всегда замечается радостное оживление, когда они узнают, что будут работать все вместе. Даже медлительные в эти дни не задерживаются за столами во время еды, стараются не отстать от других. Обычно все работают с удовольствием, и на них приятно смотреть.

В коллективном труде ребята вступают в определенные взаимоотношения друг с другом, у них пробуждается общее стремление выполнить задание как можно лучше, помочь тем, кто отстает, они учатся критически оценивать работу свою и товарищей.

Но воспитательное значение коллективного труда может быть действенным лишь при определенных условиях. Непродуманная организация коллективной работы сводит на нет все достигнутые ранее результаты, не дает возможности воспитателю проследить с должным вниманием за работой каждого ребенка, что обезличивает их труд. В конце работы педагог не может дать объективные оценки всем и обычно отделывается общей фразой: все ребята хорошо и дружно работали. Но подобная оценка, как правило, не удовлетворяет детей. Часто после такого заключения слышатся реплики: «А Толя шалил и ничего не делал», «Вова мешал мне работать», «Наташа ушла играть и не работала».

При непродуманной организации коллективной работы детей и отсутствии четкого руководства ее проведением происходит разрыв между поставленными целями воспитания и полученными результатами. Обычно педагог намечает воспитывать у детей в процессе их общей трудовой деятельности товарищество, взаимопомощь, умение сговариваться между собой. Но при плохой организации дела ребята работают не вместе, а рядом и поставленные цели не реализуются. В конце работы дети часто не могут вспомнить, с кем сговаривались, кому помогали. Некоторые после долгих размышлений называют имя товарища, с которым договаривались работать вместе, но названный ребенок может это опровергнуть.

Продолжение

Реклама: