Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Индивидуальный подход к детям в процессе трудового воспитания (ч.5)

Следовательно, необходима четкая организация совместной работы детей при условии знания их особенностей, индивидуальный подход к каждому должен быть хорошо продуман.

Правильная организация коллективного труда старших дошкольников предполагает разделение их на небольшие подгруппы (звенья), по 5—6 человек в каждой. В звено должны входить дети с различными индивидуальными проявлениями, и состав их должен оставаться постоянным длительное время. У каждого звена имеется свой участок работы. При такой организации детей легче осуществлять общее руководство группой, наблюдать за проявлениями детей и их взаимоотношениями, осуществлять индивидуальный подход, а также видеть результат выполненной работы. Благодаря тому, что состав звеньев не меняется длительный срок, при распределении работы воспитатель не тратит каждый раз время на их формирование; облегчается также учет проводимой работы, и самое главное, у детей воспитывается чувство ответственности за свой маленький коллектив — звено, которому поручается часть какого-то общего дела.

При формировании звеньев следует также учитывать и особенности физического состояния, и дружеские взаимоотношения.

В каждом звене воспитатель должен наметить для себя ядро: детей с положительным отношением к труду, дисциплинированных, организованных, на которых можно было бы опираться, как на актив.

Рассмотрим состав одного такого коллектива. Лида — физически развитая девочка, аккуратная, веселая. Дети любят ее. Если у кого-нибудь оторвется вешалка у пальто или пуговица, она поможет пришить. Лида всегда старается оказать помощь товарищам, уладить конфликты, возникающие среди детей. Этой девочке можно дать любое поручение с полной уверенностью, что все будет сделано аккуратно и быстро. Родители у Лиды очень серьезно относятся к воспитанию младших членов семьи. Кроме Лиды, в это же звено входит Наташа, склонная к излишнему самомнению, медлительная Лена, неумелый, но за все берущийся Вася, застенчивый Саша и ленивый Витя. Звено сидит за одним столом.

По такому же принципу нужно сформировать и другие звенья.

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе их коллективной трудовой деятельности желательно непосредственное участие в ней по крайней мере двух взрослых, так как одному воспитателю трудно охватить всех ребят, виды их деятельности. Желательно, чтобы еще присутствовал или второй воспитатель, или заведующая, или няня. Перед началом работы воспитатель этой группы должен провести соответствующий инструктаж, на каких детей обратить особое внимание, в чем помочь и т. д.

Необходимо четко определить, что дети должны сделать, установить последовательность действий, постепенное усложнение, а также запланировать приемы индивидуального подхода — то, что можно заранее предусмотреть.

Наблюдение в течение длительного времени за тем, как выполняют звенья трудовые задания, позволяет видеть достижения коллектива в целом и отдельных детей с различной трудовой направленностью. Каждое звено должно выполнить цикл работ, включающий разнообразный хозяйственный труд, труд в природе, дежурства.

Во время дежурства труд детей направлен не на их личные нужды, а на нужды коллектива. Результаты труда дежурных видны сразу, и это способствует воспитанию у них чувства ответственности за порученное дело. В процессе дежурства ярко проявляются индивидуальные особенности детей и создаются благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода к ним.

Но эффективность воспитательного воздействия дежурства, индивидуального подхода к детям (в целях развития у них необходимых трудовых навыков, умений, воспитания определенных нравственных качеств) во многом зависит от правильной организации этой работы.

Чтобы дети знали, кто должен дежурить, какое звено, воспитатель может вывешивать на специальной доске соответствующие рисунки, и ребята, в конце концов запоминают сами, кто с кем и за кем дежурит.

При организации всех видов дежурств — по столовой, по уголку природы, на занятиях— необходимо определить четко круг обязанностей дежурных.

Дежурные по столовой договариваются, кто за какими столами будет дежурить, вымыв руки и надев передники, они стелют вдвоем скатерти, ставят хлебницы, раскладывают ложки, вилки; (держа их за черенок), салфетки на каждом столе, ставят тарелки на столы стопками, проверяют, хватает ли для всех приборов, всем ли есть стулья, закончив приготовления, они приглашают к столу детей. Во время еды дежурные помогают воспитателю подавать второе и третье блюда. После еды они относят на раздаточный стол посуду, тарелки ставят стопкой, чашки осторожно складывают в таз, ножи и вилки — на поднос, сметают щеткой на совок крошки со скатертей, скатерти снимают, складывают их вдвоем, кладут в определенное место.

Дежурные по уголку природы должны полить комнатные растения, покормить рыбок, птиц, животных, отметить в календаре погоду.

Дежурные на занятиях должны заранее узнать, какие материалы будут нужны, помогают воспитателю разложить их на столах после занятия они аккуратно все убирают.

Для всех дежурных должно быть два общих правила: первое — делать все быстро и хорошо и второе—если товарищ от тебя отстал — помоги.

Распределение и учет работы дежурных рекомендуем вести в специальной тетради.

Хорошо, если дежурят по два человека по каждому виду дежурств, тогда дежурит все звено, все сидящие за столом. В следующие два дня обязанности дежурных меняются. Затем нужно обсудить работу звена, дать ему общую оценку и назначить на дежурство другое звено, напомнив детям их обязанности и правила дежурства — правила совместной работы.

При назначении дежурных следует учитывать индивидуальные особенности каждого. Например, вместе дежурили дети разной трудовой направленности, с неодинаково развитыми трудовыми навыками и умениями, разного темперамента, различного уровня нравственной воспитанности.

Лида дежурила с Сашей. В этом случае педагог руководствовался таким принципом: Лида будет приучать Сашу дежурить, окажет на него положительное влияние. Наташа дежурила с Витей. Несмотря на различие уровня их трудовых умений, в их поведении было много общего: высокомерие к окружающим, преувеличенное мнение о своих достоинствах. Предполагалось, что общая ответственность за порученное дело заставит каждого из них ответственно подходить к выполнению своих обязанностей, критически оценивая свои действия. Третью пару — аккуратную, но медлительную Лену и быстрого, но неумелого Васю — воспитатель соединил, имея в виду то, что хорошее знание дела Леной, аккуратное выполнение ею работы должно помочь Васе перенять ее качества. В свою очередь наличие подвижного партнера и общая ответственность заставят Лену работать быстрее.

В результате такой организации дежурств и учета работы дежурных воспитатель получает обширный материал о проявлениях каждого ребенка в отдельности и звена в целом, что помогает осуществлению индивидуального подхода.

При учете, анализе работы детей очень важно отметить, как в результате систематического педагогического влияния изменяется их поведение, совершенствуются трудовые навыки, воспитывается трудовое отношение к выполнению поручений. Большой фактический материал, который получает воспитатель в результате такого повседневного учета, помогает ему найти наиболее эффективные приемы индивидуального подхода к детям.

Индивидуальный подход в трудовой деятельности является целенаправленным процессом и тесно связан с задачами трудового воспитания. В свою очередь трудовое воспитание детей невозможно без продуманной системы индивидуального подхода, которая включает четкую постановку цели на основе изучения особенностей детей, организацию и проведение необходимой работы, обязательное подведение итогов сделанного — анализ резуль-тативности данного приема индивидуального подхода в данном случае.

В организации индивидуального подхода к детям большое значение имеет воздействие коллектива, общественный контроль, общественное мнение и общественная оценка работы.

В индивидуальном подходе в трудовом воспитании нуждаются все дети, включая и тех, которые умеют все делать и достаточно трудолюбивы. Положительные проявления этих детей используются как пример для других при обучении последних трудовым навыкам, их положительные нравственные качества совершенствуются в коллективном труде.

Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт с семьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома. Регулярная содержательная трудовая деятельность детей в детском саду и дома является положительным фактором, способствующим профилактике нежелательных проявлений у них по отношению к труду.

Индивидуальные проявления детей в трудовой деятельности — очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо — готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

Реклама: