Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Индивидуальный подход к детям в игровой деятельности (ч.1)

Педагогика признает игру ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. «...Игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания»,—говорила Н. К. Крупская.

В «Программе воспитания в детском саду» подчеркивается исключительно большое значение игры, важнейшей самостоятельной деятельности ребенка-дошкольника, для его физического и психического развития, становления его индивидуальности, личности, а также формирования детского коллектива.

В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. Трудно переоценить значение игры для нравственного воспитания детей. Именно в игре у детей воспитываются такие нравственные качества, как коллективизм, честность, скромность, гуманность. «Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии»,— писал психолог Д. Б. Эльконин.

При этом очень важно правильное педагогическое руководство игрой, что дает возможность воспитателю косвенно воздействовать на детей, ставить их в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели. Педагогическое руководство играми тесно связано с индивидуальным подходом к детям.

Р. И. Жуковская в своей книге «Воспитание ребенка в игре» отмечает, что необходимое условие педагогического руководства играми — знать и видеть ребенка, замечать в нем «еле приметные оттенки проявления личности». Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии им замысла и умении организовать игру, в способности подобрать нужные материалы, сделать игрушки или атрибуты для игры, в выразительности выполнения той или иной роли, а также в настойчивости достижения им поставленной цели.

Для индивидуального подхода к детям в процессе их игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия каждого ребенка в различных играх. Особого внимания к себе требуют застенчивые, нерешительные дети, но и дети активные, с явными организаторскими способностями не должны выпасть из поля зрения воспитателя.

Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. А. И. Герцен, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт и другие педагоги рассматривали эти игры в плане воспитания у детей таких качеств, как умение сдерживаться, уступать, выполнять правила, что содействует воспитанию воли. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива.

К. Д. Ушинский писал: «В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений. Дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни».

В подвижных играх с правилами, в дидактических играх, проводимых по заранее намеченному плану на основе программы, обычно принимают участие все дети группы. Но проявления их в игре далеко не одинаковы.

Например, во время проведения подвижной игры «Ловля обезьян» некоторые дети, выполняя роль обезьян, упрощают показанные охотниками движения, чтобы, услышав сигнал, убежать скорее, чем те, кто выполняет движения добросовестно. Отдельные дети стараются стать в группе обезьян подальше от охотников, т. е. прячутся за спины товарищей, проявляя тем самым чрезмерную осторожность, стремление выбрать себе безопасное место, чтобы охотник не мог их поймать. Но довольно большая группа детей не боится расположиться поближе к охотникам и точно выполняет показанное движение. Для них в игре самое интересное — встретить опасность лицом к лицу, увернуться от охотника, убежать от него, умело лавируя. Во всех трех случаях дети не хотят попасться охотникам, но одни предпочитают выбрать более легкие пути, другие же находят удовольствие в том, чтобы одержать победу в трудном соревновании — ловкости, находчивости, в быстроте действий.

От внимания воспитателя такие проявления детей не должны ускользнуть, пройти незаметно. Он должен поддержать нерешительных детей и поощрить смелых.

В подвижной игре выявляются такие стороны психики и поведения детей, как устойчивость внимания, степень выдержки, умение подчиняться определенным правилам. Игра, которая включает в себя элементы соревнования на скорость, помогает заметить медлительных детей, а также тех, которые всегда хотят быть ведущими. Их непременно нужно приучать строго подчиняться правилам игры и соблюдать очередность в ведущих ролях. Большого внимания к себе требуют дети с плохой, координацией движений, а также несдержанные, чрезмерно подвижные.

Индивидуальные особенности детей проявляются в играх всех видов. В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, наблюдательность, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.

В сюжетно-ролевых творческих играх обязательно выделяется группа организаторов. Это развитые и активные дети, они умеют выбрать интересный сюжет, развить его, привлечь товарищей к игре и объединить их в общем стремлении достичь намеченную цель. Это своего рода режиссеры, умеющие в игре воплотить свои познания, использовать имеющийся опыт, развернуть свое творчество и инициативу. При правильном индивидуальном подходе эти дети становятся активом, на который воспитатель может смело опираться в руководстве играми.

Н. К. Крупская считала особенно полезными коллективные игры, так как они вырабатывают у детей умение координировать свои действия с действиями других, приучают считаться с общественным мнением и подчиняться ему. Для этого она советовала чаще проводить игры, в которых ребята должны действовать по принципу «все — за одного, один — за всех», действовать сообща, руководствуясь общими интересами.

Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них и такие нравственные качества, как скромность, доброжелательность, стремление принести пользу всем, в данном случае игровому коллективу, команде.

Наблюдения показывают, что все дети по-разному относятся к играм, особенно к коллективным. Есть такие дети, которые интересуются играми и на приглашение выполнить несложную роль охотно откликаются, но самостоятельно организовать творческую игру не умеют. Такие дети требуют большого внимания со стороны воспитателя. У них необходимо развивать творческую инициативу, организаторские способности, воспитывать чувство уверенности в своих силах. Следует также обратить внимание на их общее развитие, пробудить интерес к окружающему, используя различные виды деятельности. Успех работы в данном случае во многом зависит от согласованности действий воспитателей детского сада и семьи.

Некоторые дети не проявляют активного интереса к играм. Они внимательно наблюдают за играющими, но сами в игру не включаются, несмотря на приглашение товарищей. Обычно это дети застенчивые и нерешительные. Отдельные дети, чаще всего легко возбудимые, неуравновешенные, равнодушны к коллективным играм, но увлекаются беспорядочной беготней. Некоторые же предпочитают спокойные игры в одиночестве они стоят в стороне от коллективных игр, не проявляют к ним никакого интереса.

Продолжение

Реклама: