Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Индивидуальный подход к детям в игровой деятельности (ч.2)

Интерес к игровой деятельности, вхождение в игру, активное участие в ней во многом зависят от особенностей, своеобразия личности ребенка, от его темперамента.

Неумение же детей развернуть сюжет игры и наполнить его интересным содержанием, однообразие тематики игр являются следствием недостаточного педагогического руководства игрой, а также отсутствия в жизни детей ярких впечатлений, которые могли бы оказать положительное влияние на их активную игровую деятельность.

Ограниченность содержания творческих игр, уклонение отдельных ребят от участия в коллективных играх должны тревожить воспитателя, так как все это впоследствии неблагоприятно скажется в той или иной мере на формировании личности ребенка, на его всестороннем развитии. Педагогу необходимо использовать все средства для вовлечения детей в активную творческую игровую деятельность. Игры с интересной, захватывающей тематикой обладают чудодейственным свойством, считала Н. К. Крупская. Они привлекают своим сюжетом робких и нерешительных детей, шумных и беспокойных, а хорошие организаторы находят в них возможности для проявления своей инициативы и творчества.

Известно, что большое значение в развитии игры имеет игрушка. Особенно важно иметь это в виду при работе с детьми младшего дошкольного возраста. Игрушка может вызвать интерес к игре и оказать значительное влияние на формирование личности ребенка, если педагог будет руководствоваться соответствующей методикой проведения игр и учитывать при этом возрастные и индивидуальные особенности детей.

Самой популярной игрушкой не только у младших, но и у старших дошкольников является кукла. В играх с куклой особенно проявляется индивидуальность детей, их склонности и интересы. Некоторые умеют играть с куклой интересно и содержательно, другие же, взяв куклу в руки, не знают, что с ней делать, и тут же небрежно ее бросают. Случается, что игра с куклой заключается лишь в том, что ребенок наказывает ее, ругает, делает уколы. Чаще всего в этом виноваты взрослые, которые своими отрицательными действиями дали малышу повод для такого подражания.

Нужно, чтобы дети видели, что взрослые всерьез играют с ними, тогда у ребят появится интерес к куклам, которые по отношению к ним будут детьми. Для поддержания этого интереса надо, чтобы каждая кукла имела имя. Не должно быть совершенно одинаково одетых кукол, так как шаблон и однообразие вызывают у детей скуку.

Учитывая возрастные особенности детей младших групп, можно имена куклам давать в соответствии с именами тех малышей, которые с ними играют, это способствует запоминанию кукольных имен.

«Приход куклы» — радостное событие в жизни детей. Важно определить в групповой комнате место для кукол. Недопустимо прятать их в шкаф, ведь кукла — символ человека. Устройство кукольной комнаты — это уже начало игры. Воспитатель должен поощрять ласковое, заботливое отношение детей к кукле, со временем это перерастает в доброжелательность к окружающим — сверстникам и взрослым.

Педагог должен так организовать игру, чтобы каждый ребенок находил в ней удовлетворение. Часто ему бывает необходимо включиться в игру малышей.

Приведем примеры.

Когда было замечено, что Валя в игре с куклой повторяет одни и те же действия (сидит и качает ее), воспитатель предложил ей поиграть вместе — погулять с куклой, показать ей рыбок, птичек в клетке, картинки. Такой прием, использованный педагогом, подсказал Вале, как интересно рассказывать кукле о виденном вокруг. Сначала девочка вела разговор с куклой шепотом, но через несколько дней воспитатель попросил ее рассказать нескольким куклам о мишке, о рыбках, о птичках и напомнил, что рассказывать нужно погромче, чтобы все слышали. Это было первое включение малоинициативной, нерешительной Вали в активную деятельность в игре. Затем педагог посоветовал ей отвести дочку в детский сад, который организовали Нина и Света. Это уже было первым участием Вали в коллективной творческой игре.

Однажды Вова, Лена и Вася играли рядом у стола. У каждого было занятие. Лена готовила на плите обед. Вова из строительного материала соорудил мост и возил по нему машину, а Вася тоже строил что-то непонятное. Воспитатель предложил Лене покормить шофера и попросить его, чтобы он на своей машине привез гостей. Лена и Вова с удовольствием объединились в игре, мальчика увлек процесс перевозки кукол. Затем педагог предложил Вове отвезти машину в гараж, который построил Вася. Вася очень обрадовался, что его постройка получила определенное назначение. Он открыл ворота для машины, помог ее установить и плотно закрыл кубиками вход. Зная индивидуальные особенности Васи (застенчивость и некоторая отчужденность), воспитатель похвалил его за постройку такого хорошего просторного гаража. Теперь Лена пригласила в гости и Васю; играющих вместе стало трое. Дети, каждый со своим игровым замыслом, в своей роли, объединились в общей сюжетной игре, которая их заинтересовала, и они играли долго и дружно.

Данный пример показывает, как воспитатель своими советами, вопросами помог детям объединиться в коллективной игре, вступить в процессе игры в дружеские взаимоотношения. При этом педагог учитывал индивидуальные особенности детей — застенчивость Васи и Вовы, общительность Лены.

Руководство воспитателя игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны одного и того же воспитательного процесса, и успех педагогического руководства во многом зависит от знания индивидуальных особенностей детей.

Уже в младшей группе можно видеть детей — организаторов игр. Важно своевременно заметить и развивать эти первые проблески инициативы, едва намечающиеся способности организатора, пресекая в то же время у детей привычку властвовать, подавляя инициативу товарищей.

Приведем в качестве примера запись из дневника воспитателя младшей группы одного из детских садов Минска:

«При наблюдении за играми детей легко можно выделить Таню, которая умело организует игры, не оказывая какого бы то ни было давления на сверстников. Взяв куклу Таню (ее она очень любит), девочка говорит ей: «Танечка, ты хочешь купаться? Посиди, сейчас мы будем купаться, я только все приготовлю». Она направляется за ящиком из-под строительного материала. За действиями Тани наблюдают Ира, Наташа, Нина. Таня принесла ящик — это ванна, а кубик — мыло; принесла и простынку. Взяв куклу на руки, она обращается к девочкам: «Возьмите своих дочек, им тоже хочется мыться». Дети берут кто куклу, кто мишку. У Тани так ловко получалось это купание куклы, что я залюбовалась ее действиями. После ванны куклы были уложены спать.

В этот день девочки купали кукол одетыми. На следующий день я принесла несколько пластмассовых кукол, голышей, которых можно было раздевать, и напомнила детям, как они хорошо вчера играли. Конечно, при купании голышей игра стала значительно интереснее, и, кроме того, дети получили возможность упражняться в одевании, застегивании пуговиц, в аккуратном складывании одежды. Объединение детей в общей игре имело важное значение для установления дружеских связей».

В «Программе воспитания в детском саду» подчеркивается большое значение сюжетно-ролевых, творческих игр в общем процессе воспитания и развития дружеских взаимоотношений дошкольников. У детей пятого года жизни наблюдается уже четко выраженное отношение к играм, в которых они отражают свои впечатления от окружающей жизни и любимых книг, при этом отношение их к игре и поведение в игре различно.

Приведем две записи из дневника наблюдений воспитателя В. Ф. Богдановой:

«Поведение детей средней группы в игре было различным: несколько самых активных брали на себя ответственные роли, проявляли инициативу в выборе сюжета игры, умели его развить. Другая часть детей присоединялась то к одним, то к другим играющим, не проявляла к игре особого интереса; не замечалось у этих детей желания быть ведущими или исполнять какую-то ответственную роль. Были и такие дети, которые не присоединялись к играющим, а только издали наблюдали за ними. На вопрос «Почему вы не играете?» они отвечали: «Мы не умеем» или «Мы не хотим». Таких детей я взяла под особое наблюдение, чтобы помочь им найти свое место в общих играх».

«Дети играют в день рождения. Оксана — хозяйка, а Инна, Света и Таня — гости. Гости поздравляют Оксану с днем рождения и вручают ей подарки. Рассмотрев подарки, все направляются к столу, где уже приготовлены тарелочки, чашки и угощение. Вдруг Оксана говорит: «Ой, мы про бабушку забыли!» «Ничего,— спокойно отвечает Таня,— мы и без бабушки поиграем». Я вмешалась в разговор: «Как же в день рождения про бабушку забыли? Ведь бабушка про вас никогда не забывает». Люда, стоявшая возле меня, шепчет: «Бабушка — это я, а дети меня не видят». Это очень интересный факт мысленного участия девочки в игре. Она со стороны наблюдала за играющими, выбрала даже для себя роль, но не объявила об этом. Я взяла игрушечный торт и предложила Люде угостить гостей и хозяйку. Дети благодарили, говорили, что торт вкусный, и заботливо угощали бабушку чаем с вареньем. Люда была очень довольна, работа по вовлечению ее в коллективные игры продолжалась».

Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

Игры старших дошкольников становятся сложнее, их игровая деятельность активизируется, приобретает все более творческий характер. Так же как и трудовая деятельность, она выявляет самые разнообразные особенности характера и поведения детей. «...Дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь»,— писал К. Д. Ушинский.

Так же как и у более младших, у старших дошкольников наблюдается различное отношение к игре, проявляются различные игровые интересы, умение играть с товарищами и одному. А так как игры детей старшего дошкольного возраста усложнились и сами дети уже более сформировались как личности, то индивидуальный подход к ним при воспитании в игре приобретает особую сложность.

Наряду с хорошими организаторами, активными участниками игр встречаются ребята равнодушные, пассивные, почти не проявляющие интереса к играм. Это в основном те, которым мало уделялось внимания в младшем и среднем дошкольном возрасте. Нежелательные проявления у малышей со временем становились привычкой, нормой их поведения.

Очень важен индивидуальный подход к старшим дошкольникам при распределении ролей в игре. Если ребенку постоянно предоставлять только главные роли, то тем самым создадутся предпосылки для развития у него зазнайства, чувства своего превосходства и пренебрежительного отношения к товарищам. Такой ребенок может приобрести черты диктатора: он будет принимать в игру не всех, а только тех, кто безропотно ему подчиняется. Это крайне нежелательно и опасно для формирования личности и его, и его товарищей. Н. А. Добролюбов в своей статье «О значении авторитета в воспитании» выразил страстный протест против пагубного влияния безусловного подчинения на формирование личности: «Привыкая делать все без рассуждений, без убеждения в истине и добре, а только по приказу, человек становится безразличным к добру и злу и без зазрения совести совершает поступки, противные нравственному чувству, оправдываясь тем, что «так приказано».

Как же в таких случаях должен поступать педагог? Воздерживаться от просьб детей в предоставлении им главных ролей или соглашаться с их желанием? Безусловно, время от времени желание ребенка нужно удовлетворять, но необходимо давать возможность и другим детям пробовать свои силы в той же роли, убеждая их, что у них все получится хорошо, что они непременно справятся со своими обязанностями в игре. Ребенку активному, не получившему в тот раз главной роли, следует предоставить поле деятельности по плечу, исходя из его интересов и возможностей, помочь ему найти привлекательное при выполнении и второстепенной роли, одновременно воспитывая у него такие нравственные качества, как скромность, дружелюбие, сдержанность.

Участие ребенка в игре, выполнение им определенной роли нужно использовать не только как средство его развития, но в первую очередь как средство воспитания. Часто некоторые дети, вежливые и заботливые в игре, в повседневной жизни ведут себя совсем по-другому. Чтобы такие случаи становились все реже, чтобы ребята старались всегда вести себя одинаково хорошо, стоит предложить детям самим выбирать «исполнителя» главной роли. Таким образом ребята научатся находить у своих товарищей положительные качества,, приучатся видеть в них прежде всего хорошее (это очень важно для воспитания дружелюбия, коллективизма), а также замечать недостатки, критически подходить к оценке поведения друг друга. Такой отбор явится хорошим уроком для тех воспитанников, кто любит ссориться, драться. Как показывает опыт, под влиянием общественного мнения, высказываемого при выборе на ведущую роль, значительно улучшается поведение детей, склонных к зазнайству.

Таким образом, индивидуальный подход к детям в игре при условии знания педагогом их общих возрастных и индивидуальных особенностей является эффективным средством воспитания.

Реклама: