Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию речи (ч.1)

При общении с детьми в быту, в играх, на занятиях педагог непременно обнаруживает особенности их речевого развития: образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка, навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль, богатство или бедность словарного запаса, недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход на специальных занятиях позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей.

На занятиях по родному языку педагог должен учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и их индивидуальные проявления, обусловленные особенностями их темперамента, характера и отражающиеся в их поведении. Очень важно выяснить отношение каждого ребенка к процессу познания и степень его активности в работе. Воспитатель сразу может выделить группу детей, активно участвующих в занятиях, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющих речью. Вместе с тем заметны дети, обнаруживающие безразличие к занятиям, пассивность, нежелание думать. Обычно и речь у них плохо развита. Сложность вопроса заключается в том, что в причинах малой активности детей на занятиях иногда нелегко сразу разобраться. Больше того, при внимательном рассмотрении активность некоторых оказывается только внешней, ложной, а пассивность других далеко не такой, как кажется. Некоторые воспитатели, оказываясь «в плену» повышенной активности отдельных детей, уделяют им слишком много времени в ущерб остальным. Другие, наоборот, все внимание направляют на пассивных детей, считая, что активным не требуется особый подход. И те и другие неправы.

Безусловно, у активных детей нужно поддерживать и развивать их интерес к занятиям, инициативу, развивать их способности. Учитывая уровень их умственного развития и речи, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять речевые ошибки товарищей.

Иногда активность ребенка на занятиях бывает искусственной, если вызвана слишком легкими для него вопросами. В результате ребенок, неприученный думать, привыкает несерьезно относиться к занятиям, у него развивается ложная самоуверенность. Впоследствии в школе он может спасовать перед первыми же трудностями и попасть в разряд неуспевающих.

Педагог должен быть очень внимательным, чтобы не спутать подлинную активность с ложной. Дети с ложной активностью готовы отвечать на любой вопрос, даже не выслушав его до конца, они не любят размышлять и обосновывать свои ответы. С удовольствием слушая рассказы, сказки, интересные истории, они обычно не вникают глубоко в их суть и не могут правильно пересказать прослушанное. Всякий раз, когда требуется напряжение внимания и работа мысли, они предпочитают молчать. К таким детям обязательно нужен особый подход, иначе в школе они тоже легко могут попасть в число отстающих.

Приведем пример.

Витя был всегда активен: он отвечал на любой вопрос, даже не дослушав его. Чтобы приучить мальчика к сдержанности, приучить его думать и терпеливо вслушиваться в ответы товарищей, воспитатель решил некоторое время его не спрашивать. Но Витя при любых ответах товарищей бросал иронические реплики: «Много ты знаешь!», «Не так сказал». Тогда воспитатель стал предлагать Вите поправить отвечавшего, дать более верный, по его мнению, ответ. Как и следовало ожидать, Витя часто говорил невпопад, проявляя полную беспомощность, неумение последовательно рассуждать. Это поколебало самоуверенность мальчика. Но еще долго пришлось вести с ним, индивидуальную работу по развитию внимания, наблюдательности, преодолению самоуверенности.

Воспитание активности детей на занятиях тесно связано с воспитанием их поведения. Легко возбудимым, невнимательным и несдержанным детям можно предлагать повторить указания воспитателя, причем, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: «Таня, Витя, слушайте внимательно, потом повторите сказанное». Это очень простой и вместе с тем эффективный прием, так как способствует сосредоточенности внимания детей на указаниях педагога, а следовательно, способствует их запоминанию, предупреждает поспешный и непродуманный ответ.

На занятиях необходимо сдерживать эмоциональность и двигательную активность детей. Не следует разрешать им сильно тянуть руку, вскакивать, выкрикивать: «Я скажу», «Спросите меня». На такие действия воспитатель должен категорически заявить, что будет спрашивать только тех, кто сидит спокойно. И руку поднимает правильно и не выкрикивает, требуя вызова. Эти правила должны обязательно выполняться. Очень полезно вместе со всеми детьми оценить ответы и обсудить поведение некоторых ребят. Как правило, дети отмечают в первую очередь недостатки. Это, конечно, необходимо, но прежде всего, важно выделить хорошее в каждом, о ком идет разговор.

Пассивность детей на занятиях может объясняться самыми различными причинами: физической ослабленностью, застенчивостью, связанной нередко с речевыми недостатками, неправильным воспитанием в семье. Например, если ребенка слишком опекают дома, по первому требованию исполняют все его желания, ему нет необходимости самому думать, принимать самостоятельные решения. У таких детей чрезмерно развита подража-тельность, отсутствует инициатива.

Пассивных детей полезно чаще вызывать на занятиях. При этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать их размышлять, обращаться к личному опыту. Вопрос «Почему ты так думаешь?» он может задать нескольким детям.

Продолжение

Реклама: