Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию изобразительной деятельности (ч.1)

Для всестороннего развития дошкольников в детском саду большое значение имеют занятия по изобразительной деятельности. В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. В процессе этих занятий они приучаются правильно воспринимать окружающие предметы и явления, знакомятся с различными формами и положением предметов в пространстве. Дети овладевают практическими навыками пользования карандашом, кистью, красками, ножницами, что является хорошей подготовкой руки к письму. Занятия по рисованию, лепке, аппликации развивают наблюдательность, воображение, инициативу, побуждают к практической деятельности, способствуют умственному развитию ребенка, воспитанию нравственных качеств, обогащению эстетических чувств.

Н. К. Крупская придавала очень большое значение изобразительной деятельности. Отмечая значение изобразительного искусства в обогащении кругозора детей, в развитии интереса к окружающему, что является основой развития творческих способностей, она считала важным руководить развитием наблюдательности ребенка: «Выбрать определенным образом материал, сорганизовать его определенным образом — это и значит дать систему, открывающую глаза ребенка на определенные явления».

В «Программе воспитания в детском саду» дается и программа изобразительной деятельности дошкольников. Обеспечить усвоение ее каждым ребенком возможно лишь при условии осуществления индивидуального подхода к ним как в процессе соответствующих занятий, так и в повседневной жизни.

Правильное руководство эстетическим развитием детей может быть осуществлено только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с проведением фронтальных занятий совершенно необходимо использовать индивидуальные формы занятий с теми воспитанниками, которые в этом особенно нуждаются. Воспитывая интерес к рисованию, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь, ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.

Очень интересными являются высказывания Е. А. Флёриной о содержании и форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, о тоне этих замечаний. «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей, излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность, критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категорическим и требовательным». Здесь педагог не ограничивается только задачей эстетического развития дошкольников, а тесно связывает этот вопрос с воспитанием у них нравственных качеств, скромности, дружелюбия и справедливой оценки работы товарищей.

К сожалению, некоторые воспитатели не проводят индивидуальную работу со всеми детьми. Чаще всего они замечают тех ребят, которые обращают на себя внимание своими способностями, или же тех, которым трудно даются рисование, лепка и другие виды изобразительной деятельности. Остальные дети обычно не удостаиваются их внимания. Но результаты многочисленных исследований и практическая работа подтверждают, что художественное развитие всех детей без исключения нуждается в руководстве и требует индивидуального подхода к ним. В этом отношении большое значение имеют занятия по изобразительной деятельности, но при соблюдении определенных условий их проведения. «Лишь тогда,— пишет Н. А. Ветлугина,— когда обучение носит воспитывающий и развивающий характер, возможно успешное формирование творчества. Активное усвоение детьми знаний, навыков составляет тот необходимый опыт, при котором их творческое самовыражение получает полное развитие, становится содержательным, насыщенным, ярким и приобретает истинный эстетический характер». Н. П. Сакулина указывала, что ни в коем случае нельзя разрывать обучающих задач с их воспитывающим влиянием. «Воспитатели,— писала она,— считают творческое развитие детей отдельной задачей, которую они пытаются осуществлять наряду с обучением путем предоставления детям свободы самостоятельного выражения. Однако эти две задачи не могут решаться как отдельные, независимые. Самообучение следует осуществлять таким образом, чтобы у детей развивались активность и самостоятельность». Активность внешняя дает возможность замыслу обрести реальность лишь при наличии у исполнителя определенных навыков и умений владения карандашом, кистью, ножницами.

Активизируя деятельность детей, не следует их опекать и приучать к механическому выполнению указаний воспитателя. Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подготовка готовых материалов, которые направляют детей на выполнению трафаретных работ, похожих одна на другую во всех деталях, не развивают у них активности и творческой инициативы, а воспитывают пассивность и равнодушие. Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания. Привлечение же внимания ребят к основным признакам того предмета, который они должны изображать, активное его обследование являются стимулами воспитания и проявления активности. Следует всячески побуждать детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию. Надо доверять детям действовать самостоятельно, несмотря на то что их работы на первых порах будут неудачными, не такими правильными и чистыми, как те, которые делаются с постоянной помощью воспитателя и с начала до конца направляются его прямыми указаниями.

Продолжение

Реклама: