Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию изобразительной деятельности (ч.2)

Для развития творческих способностей детей важно, чтобы у них было достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществить свой замысел в рисунке, лепке, аппликации. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Занятия по изобразительной деятельности предоставляют большие возможности к осуществлению индивидуального подхода. Реальным результатом занятий являются детские работы, раскрывающие индивидуальность ребенка.

На основании анализа детских работ можно узнать различные индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, определить, кто хорошо владеет техническими умениями и навыками, а кто чувствует себя беспомощным в этом отношении. У одних детей сюжет рисунка сложный и интересный, что свидетельствует о широте их интересов и о высоком уровне развития наблюдательности. Другие же выбирают простой сюжет и самые простые средства изображения. Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. Встречаются также рисунки очень слабые и по замыслу, и по технике исполнения.

Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Есть дети, проявляющие стойкий интерес в выборе сюжета, темы рисования. Например, некоторых привлекает военная тематика, они любят рисовать пароходы и корабли, самолеты, другим нравится изображать труд людей, сказочные сюжеты, растительный мир, третьи увлекаются декоративным рисованием и т.д. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.

Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим и природой. Мастерство воспитателя заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, учить их наблюдать окружающее, понимая его, выделяя наиболее характерное, воспитывать у них высокий эстетический вкус и благородные нравственные черты. Эмоциональное восприятие ребенком окружающего, всего нового вызывает у него потребность отразить это в своем творчестве на занятиях по рисованию, аппликации, лепке.

Указанные особенности занятий по изобразительной деятельности влияют и на методику осуществления индивидуального подхода к детям, начиная с момента подготовки к занятию.

Намечая занятие, воспитатель в целях его успешного проведения может организовать в связи с намеченной темой целенаправленное наблюдение детьми соответствующего явления природы или общественной жизни, обращая при этом их внимание на самое существенное, главное, что в дальнейшем найдет свое отражение в рисунках, лепке, аппликациях маленьких художников. Таким образом, подготовка к занятию по изобразительной деятельности тесно переплетается с приобретением детьми определенного жизненного опыта, с наблюдениями и пониманием окружающих общественных явлений и природы.

Готовясь к проведению экскурсии или прогулки, воспитатель заранее должен продумать, на что следует обратить внимание того или иного ребенка, при этом полезно просмотреть записи в дневнике, рисунки детей, стараясь заметить в них хорошее, которое в дальнейшем следует развивать, и недостатки, которые должны быть устранены.

Приведем пример.

Вот в руках воспитателя рисунок Вовы. Это спокойный, исполнительный мальчик, у него хорошие технические навыки рисования, но чувство цвета развито плохо. На его рисунках небо, вода и трава окрашены в грубые резкие тона. И педагог намечает в своем плане предстоящей экскурсии обратить внимание Вовы на цвет неба, на нежный тон его голубизны в сочетании с белыми облачками, на то, какие они разные по форме, как, плывя по небу, они изменяют свои очертания. Судя по прежним записям в дневнике, подобная работа с Вовой проводилась уже, значит, теперь нужно еще раз посмотреть вместе с ним на причудливые контуры облаков, на яркие краски осенней листвы и нежную синеву неба.

Рассматривая рисунки других детей, воспитатель видит, что такими же, как у Вовы, грубыми красками раскрашены рисунки Оли и Пети, а Алла, Коля, Нина и Павлик рисуют стволы деревьев слишком толстыми и непропорциональными, Ира изображает ветки березы только горизонтальными штрихами. И педагог откладывает некоторые рисунки, чтобы взять их с собой на экскурсию: пусть дети сопоставляют их с натурой и сами найдут, в чем тут несоответствие.

А вот рисунок Сережи, серьезного, спокойного мальчика. Навыки в рисовании у него неплохие, и это помогает ему справиться с задуманным им интересным сюжетным рисунком. На нем изображена улица города с бесконечными потоками машин. Дома красивые, многоэтажные, а рядом еще неоконченные корпуса строительства. Перелистывая дневник, воспитатель вспоминает, как много внимания было уделено этому ребенку, и результат налицо. Вот одна из дневниковых записей: «Сережа в рисунках по замыслу верен одному и тому же сюжету. Он любит рисовать самолеты, и серия его рисунков показательна в том отношении, что последующие рисунки выполнены еще лучше, еще аккуратнее. У него нет широких творческих замыслов. Он совершенно равнодушен к природе, и даже замечается нежелательное направление: он может сорвать ветку и тут же бросить ее, растоптать нежный цветок. В ответ на мое замечание он удивленно смотрит на меня и говорит: «Чего же его жалеть, вырастет другой». Я всегда старалась уделить ему внимание, возбудить у него интерес к разнообразию мира растений, животных и птиц.

В период пребывания на даче, зная пристрастие Сережи к самолетам, я привлекала его к наблюдению тех явлений, которые близки его интересам,— к полету птиц и насекомых: «Сережа, посмотри, как летит стрекоза, какие у нее крылышки». Сережа тут же добавляет: «Летит, как вертолет». Я обращаю его внимание на окраску туловища и крыльев этого своеобразного «вертолета», созданного природой. Да, действительно, все у стрекозы очень красивое. А мотыльки? Сколько разнообразия и прелести!..

Рассматривали с Сережей через лупу растения и насекомых. Не сразу у него появилось желание переключиться со своего излюбленного сюжета на другой. Но прогулки и экскурсии помогли мальчику дополнить свои рисунки интересными деталями из жизни растений и животных, птиц и насекомых».

Как уже говорилось, по изобразительной деятельности предусматривается и планируется наряду с общими занятиями и индивидуальная работа с детьми.

Продолжение

Реклама: