Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию изобразительной деятельности (ч.3)

При планировании очередного занятия воспитателю необходимо просмотреть свои записи (листок учета) о предыдущем занятии, о его результатах, а также рисунки и работы детей, которые следует сохранять в большом конверте, на котором должна быть написана дата, тема занятия, программное содержание и качество выполнения детьми задания. Прежде чем положить рисунки в конверт, целесообразно вскоре после занятия тщательно проанализировать их: определить, кто из детей хорошо справился с заданием, кто хуже, а кто совсем не справился. Такой анализ «по горячим следам» помогает наметить соответствующий индивидуальный подход как в процессе подготовки к занятиям, так и на занятиях.

Общие методические установки в осуществлении индивидуального подхода на занятиях остаются неизменными и для занятий но изобразительной деятельности.

Если на занятиях по родному языку и математике воспитатель наряду с проведением фронтальной работы со всеми детьми может осуществить индивидуальный подход лишь к отдельным воспитанникам, то на занятиях по изобразительной деятельности возможности значительно расширяются благодаря специфической форме их организации и методике проведения: воспитатель в процессе занятия имеет возможность подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу или рисунок, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.

Приведем пример осуществления индивидуального подхода на занятии по рисованию в средней группе.

Дано задание нарисовать красками грузовую машину. Согласно намеченному плану воспитатель задает детям вопрос: « Какие вы знаете автомашины?» Среди детей замечается радостное оживление, почти все поднимают руки и всем видом показывают, что им очень хочется ответить на этот вопрос. Дети называют различные марки машин. Только Ира и Коля не поднимают руки, хотя на их лицах отражен интерес к происходящему. Коля и Ира — внимательные и наблюдательные дети, но очень нерешительные. Они особенно нуждаются в поддержке взрослого, в поощрении, в ласковом и спокойном обращении. Воспитатель спрашивает у Иры: «Ирочка, а ты какие видела машины?» Ира тихо отвечает: «Мусорную». Дети начинают смеяться, и Ира еще больше смущается. Педагог же хвалит Иру за то, что она заметила очень полезную машину. «Без такой машины невозможно обойтись в городе»,— говорит он. Слава добавляет: «Из-за мусора и «Волга» не могла бы проехать». Вызванный воспитателем Коля говорит, что он видел машину, которая подметает мусор, чтобы на улицах было чисто.

Затем воспитатель вывешивает рисунок-образец с изображением грузовой машины и помогает детям вспомнить, где они видели такую машину.

Показывая, как нужно рисовать машину, педагог одновременно рассказывает детям о последовательности изображения на рисунке деталей машины. Такой прием поддерживает контакт воспитателя с детьми и привлекает их внимание.

Когда показ и пояснения закончены, приступают к рисованию. Но рисуют не все дети: Вадик, Лена и Миша сидят и ничего не делают.

Вадик медлителен и трудно переключается с одной деятельности на другую. Воспитатель подходит и ласково и спокойно напоминает ему, что пора приступить к работе, дает совет, с чего лучше начинать.

Лена же отличается недостаточной самостоятельностью, излишней подражательностью. Если занятие по замыслу, то она не начнет работу, пока не увидит, какой сюжет выбрали ее соседи по столу, и тут же начинает его копировать. Хотя на этот раз дана определенная тема, тем не менее она хочет узнать, в какой цвет надо красить грузовик. Чаще всего она подражает Тане, с которой дружит. Таня — самостоятельная девочка, но надо добиться, чтобы и у Лены воспитывалась самостоятельность. Воспитатель подходит к ней и тихо спрашивает: «Какая краска тебе нравится?» Лена отвечает: «Синяя», так как в это время Таня берет именно синюю краску. Тогда воспитатель напоминает Лене, что на экскурсии они видели машины разных цветов и все они были красивые. Лена берет зеленую краску и начинает рисовать.

Миша недавно поступил в детский сад. У него еще нет необходимых навыков. Мальчик нуждается в отдельном показе, в поощрении его начинаний, и педагог, подойдя, показывает ему, с чего начинать рисунок, подбадривает его. Довольно часто в детских садах приходится видеть детей, которые медленно включаются в работу на занятиях из-за того, что чрезмерно отвлекаются, с любопытством наблюдают за тем как другие рисуют или лепят, забывая, что и самим тоже нужно, но начинать выполнение задания. Дети с такими проявлениями нуждаются в напоминании, в развитии сосредоточенного внимания. Однако воспитатель не должен слишком опекать их, лучше если он будет приходить на помощь только в тех случаях, когда это совершенно необходимо, и не просто давать указания, но опираться при этом на опыт ребенка, на его умения.

Во время выполнения детьми задания следует напоминать им о времени: «Осталось мало времени до конца занятия. Уже только одна минута. ...А вот уже и она прошла, занятие окончено».

Некоторые дети не успевают вовремя все закончить, и каждый по-своему выражает свое огорчение. Иногда доходит и до слез. Как быть? Можно ли разрешить закончить работу после занятия? Категорическое запрещение является крайней мерой. В каждом отдельном случае следует подходить строго индивидуально. Если отставание связано с медлительностью ребенка или с его старанием выполнить работу тщательно и аккуратно, то не следует быть педантичным. Окончание работы, даже и после занятия, поможет ребенку овладеть навыками и обрести уверенность в своих силах. Конечно, постепенно нужно приучать его выполнять работу в нужном темпе. Если же невыполнение работы вызвано неорганизованностью ребенка, пренебрежением к замечаниям воспитателя, то разрешать заканчивать ее после занятия не следует.

После занятия дети рассматривают рисунки товарищей и оценивают их. Руководство воспитателя этим процессом требует особого мастерства, вдумчивости. Он должен помогать детям делать замечания по существу, видеть не только плохое, но прежде всего хорошее, учить их быть тактичными, содействовать укреплению между детьми дружеских взаимоотношений. Е. А. Флёрина уделяла этому вопросу большое значение. Она отмечала, что есть очень «рьяные критики», их следует сдерживать, останавливать, спрашивать: «А как сделать лучше?», предлагать: «Помоги», «Покажи». В младших группах Флёрина не рекомендовала слишком часто привлекать детей к обсуждению работ сверстников, так как малыши еще не могут дать правильной оценки, их оценка может быть случайной, необъективной и принести не пользу, а только вред. Свои замечания воспитатель должен делать очень осторожно, особенно по отношению к детям робким, неуверенным в своих силах, чрезмерно обидчивым, к тому же он должен приучать воспитанников.

Иногда обсуждение и оценка проходит неинтересно, воспитатель просто задает вопросы: «Какая работа тебе нравится?», «Почему она тебе нравится?» Конечно, эти вопросы направлены на то, чтобы пробудить у ребенка анализирующее мышление, воспитывать умение видеть хорошие стороны в работе товарища, заметить недостатки. Но частое повторение их может заглушить педагогический эффект. Лучше, если педагог постарается найти новые формы анализа, новые приемы работы.

Например, после одного занятия воспитатель устроил выставку рисунков, но вместо вопроса «Какая работа тебе понравилась?» детям предлагались такие задания: «Покажи, какая машина сможет дойти до места назначения», «Отбери те рисунки, на которых машина не сможет дойти до места назначения», «Какой ремонт ей требуется?» Отвечая на такие вопросы, ребята могли совершенно правильно и беспристрастно устанавливать, кто из них справился с заданием, а кто нет и в чем состоит ошибка.

Продолжение

Реклама: