Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию изобразительной деятельности (ч.4)

Коллективный просмотр и анализ работ имеет большое значение для развития интереса к занятиям по изобразительной деятельности, развития у них стремления лучше выполнять полученные задания. Возможность сравнивать свои работы с работами других, знакомиться с разнообразными решениями при выполнении одного задания позволяет ребятам строже оценивать самих себя, свои действия. Коллективное обсуждение, анализ детских работ способствуют воспитанию у дошкольников чувства ответственности, скромности, сдержанности, умения выслушивать суждение других о допущенных тобой недостатках.

Правильно поступают те воспитатели, которые в свободное время рассматривают вместе с детьми их рисунки, лепку, слушают их объяснения, обсуждают качество выполненных работ. Беседа воспитателя с ребенком о его замысле многое может ему раскрыть в понимании детского рисунка.

В рисунке Васи внимание воспитателя привлекла такая деталь: на голове человека, сидящего в кузове грузовой машины, какое-то странное сооружение в виде ящика. Педагог просит мальчика рассказать, куда едет этот человек. Вася рассказывает: «Машина везет кирпичи, чтобы строить завод. Это было зимой. Рабочий в меховой шапке». После рассказа ребенка все становится ясным: оказывается, на голове человека теплая шапка. Воспитатель осторожно замечает, что уж очень большая у него шапка. На это следует ответ Васи: «Да, шапка большая и теплая, чтобы он не простудился. Зимой холодно сидеть в кузове». Большие размеры шапок продиктованы гуманными чувствами, заботой о человеке, чтобы он не простудился.

В рисунках детей взрослого всегда трогает замысел. Дети, как правило, выбирают такой сюжет, который отражает благородство, героизм персонажа, но не всегда он бывает выполнен надлежащим образом.

На занятии по произведению Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» ребята по-разному изображают полюбившийся им эпизод, вкладывая в замысел свое отношение к происходящему, симпатию к деду Мазаю, сочувствие зайцам. Рассматривая один из таких рисунков, очень интересный по замыслу, воспитатель замечает, что хорошо нарисована лодка и сам Мазай, а изображение зайцев явно нуждается в критических замечаниях, особенно бедняга, стоящий в ожидании спасения на пеньке: у него нарисованы только уши и ноги.

К рисунку ребенка подготовительной к школе группы в отношении техники исполнения уже можно предъявлять довольно высокие требования. Но как же в данном случае объясняется такое несоответствие: более сложные изображения (фигура деда Мазая и лодка) выполнены лучше, простое изображение (зайцы) — хуже и небрежнее.

Вполне возможно, размышляет воспитатель, что ребенок не укладывался во время, значит, это занятие требовало большей продолжительности. Нужна особая чуткость воспитателя, чтобы и не затянуть занятие и дать возможность детям осуществить свой творческий замысел.

В заключение можно сделать вывод, что занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.

От предмета занятия зависит методика дифференцированного подхода к детям. Сравнивая приемы, применяемые к той или иной группе детей, можно заметить, что большинство из них являются общими и для легко возбудимых, пассивных и медлительных детей. Активные дети так же нуждаются в индивидуальном подходе, цель которого — развитие их способностей, интересов.

В процессе осуществления индивидуального подхода воспитывается чувство коллективизма. Дети учатся вместе мыслить и действовать в соответствии с поставленной целью, выслушивать друг друга, анализировать работы свои и товарищей, тактично делать критические замечания. Все это, безусловно, влияет на формирование личности, воспитывает общительность и доброжелательность. Дифференцированный подход в процессе занятий является одновременно средством обучения и воспитания. В процессе проведения занятий важно излишне не опекать детей, по-могать лишь в необходимых случаях, чтобы не подавлять их самостоятельность и инициативу. Индивидуальный подход должен осуществляться систематически, находить отражение в плане и учете работы воспитателя.

Знание индивидуальных особенностей ребенка, сильных и слабых сторон его поведения приходит не сразу. Это длительный процесс, порой противоречивый и требующий от педагога большого терпения и настойчивости. Чтобы сделать правильные, педагогически обоснованные выводы об особенностях личности ребенка, приходится размышлять, часто сопоставлять ряд самых различных фактов и явлений, устанавливать их взаимосвязь. Все это вызывает настоятельную необходимость фиксировать в письменном виде те или иные проявления ребенка, а также изменения в уровне его развития и воспитанности.

Реклама: