Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Составление характеристики на детей

Отдельные записи в дневнике, как бы они ни были обоснованны с точки зрения психологии и педагогики, еще не могут дать полной картины поведения и характера ребенка. Итогом тщательного изучения каждого ребенка во всех видах деятельности должна стать его характеристика.

Она имеет исключительно большое значение для установления преемственности в воспитании ребенка в детском саду и школе.

Знакомство с индивидуальными проявлениями детей во время их пребывания в подготовительной к школе группе и с теми приемами индивидуального подхода к ним, которые себя оправдали, облегчают работу учителей начальной школы по всестороннему развитию и воспитанию бывших дошкольников.

Конечно, знакомство учителя начальной школы с его будущими учениками не может ограничиться только чтением их характеристик, он непременно должен предварительно встретиться и побеседовать с ними, и все же именно характеристики помогут ему подробнее и глубже узнать индивидуальные особенности детей и в дальнейшем учитывать их в процессе учебно-воспитательной работы.

Чтобы характеристика не была односторонней, отмечающей или только положительные стороны личности, поведения ребенка, или только его недостатки, чтобы из нее понятны стали причины его поведения, предлагаем следующий план составления характеристики:

1)общие сведения о ребенке,

2)данные о физическом состоянии,

3)положительные проявления ребенка,

4)отношение к коллективу,

5)отношение к труду,

6)особенности умственного развития,

7)педагогические выводы, имевшие место приемы индивидуального подхода к ребенку, пути воздействия на него, задачи, которые ставятся на последующий период.

При составлении характеристики воспитателю могут понадобиться и дополнительные наблюдения, а в некоторых случаях и проведение специальных игр или занятий с целью проверки своих предположений и выводов.

Составляются характеристики в конце учебного года по материалам длительных и систематических наблюдений. В дальнейшем они периодически просматриваются и в них вносятся соответствующие изменения, вызываемые тем, что с течением времени характеристики стареют, так как под влиянием индивидуального подхода, естественно, поведение, характеры детей изменяются. Но когда имеется подробная и содержательная характеристика на ребенка, нет надобности каждый год составлять ее полностью вновь. Воспитатель должен просматривать характеристики не реже двух раз в год и на основе накопленных им наблюдений за развитием ребенка вносить в них новые записи о тех качественных изменениях, которые замечаются в его поведении. Составление характеристики и внесение в нее добавлений обязательно отмечаются датами.

Некоторые характеристики полезно обсуждать на педагогическом совещании. Коллективный обмен мнениями помогает лучше понять некоторые противоречия в поведении отдельных детей, причины такого поведения, дает возможность принять наиболее правильные педагогические меры воздействия. При переходе же детей в школу такое обсуждение обязательно.

Приведем несколько примеров составления, а затем дополнения характеристик.

«Лида Н. (6 лет 6 мес.) — высокая девочка, вполне здоровая, не имеет никаких отклонений в осанке и в весе, с хорошим слухом и зрением. У нее преобладают черты уравновешенного типа нервной деятельности с сильными процессами возбуждения и торможения, девочка легко переключается с одной деятельности на другую.

Условия семейного воспитания благоприятные, родители интересуются вопросами воспитания, соблюдается единство требований со стороны членов семьи, налажена связь родителей с детским садом. Правильное воспитание благотворно отразилось на формировании личности Лиды. Она серьезно относится к выполнению любых поручений, дисциплинированна, доброжелательна к детям. Ей свойственны простота и естественность в обращении с окружающими как дома, так и в детском саду. Ее добродушие и благожелательность привлекают детей, даже замкнутый, нерешительный Саша впервые почувствовал доверие именно к ней.

У Лиды стойкая трудовая направленность, она обладает различными трудовыми навыками: умеет убрать комнату, чисто помыть посуду, пришить оторвавшуюся пуговицу, вешалку; если заметит беспорядок, сейчас же принимает меры к его устранению.

Девочка часто выступает инициатором различных игр.

На занятиях Лида достаточно сообразительна и активна, особый интерес проявляет к музыке, однако долгое время она упорно отказывалась от сольных выступлений. Объясняется это ее застенчивостью. Чтобы привить девочке чувство уверенности и для развития ее музыкальных способностей, ей поручались сначала очень короткие сольные выступления. Опера «Репка» настолько захватила Лиду, что она согласилась играть роль старухи и с успехом ее провела.

Таким образом, особенности личности девочки являются скромность, дружелюбие, трудолюбие, интерес к музыке и способность к пению.

Рисунки же Лиды были довольно посредственными в техническом отношении и бедными по творческому замыслу. Объясняется это прежде всего недостатками педагогического руководства ее изобразительной деятельностью. Ставилась задача развить у Лиды технические навыки и интерес к рисованию. Для этого с ней занимались рассматриванием картин и обсуждением их сюжетов, анализировали рисунки детей и сопоставляли их с ее работами. Родителям предложено приобрести необходимые материалы для рисования: специальные тетради, наборы красок и цветных карандашей. Положительно влияло на впечатлительную девочку, на развитие ее интереса к рисованию посещение музея изобразительных искусств.

Индивидуальный подход к Лиде осуществлялся при опоре на ее хорошие трудовые умения и навыки. Ее заботам были поручены Саша и Вася, которых она терпеливо учила, как нужно выполнять ту или иную работу, как дежурить. Такие поручения укрепляют в ней чувство уверенности, развивают ее организаторские способности не только в труде, но и в играх', так как она и к игре старалась привлекать своих подопечных — Сашу и Васю.

Таким образом, в работе с Лидой эффективны следующие приемы: общественные поручения, привлечение ее к оказанию помощи товарищам и к проведению контроля за выполнением заданий, систематические индивидуальные занятия по рисованию, поощрение ее успехов в рисовании, в пении, поощрение проявления ею инициативы в труде, в игре и в сольном выступлении».

Через 2 месяца в характеристику Лиды были внесены добавления: «Постоянный индивидуальный подход к Лиде оказал большое влияние на укрепление в ней уверенности в своих силах. Она почувствовала свое место в коллективе, старается всегда помочь воспитателю, исключительно ответственно относится к порученным обязанностям. Ее музыкальные способности получили дальнейшее развитие и оказывают положительное влияние на детей группы, вызывают у них интерес и желание так же хорошо петь, как и она».

Вот еще одна характеристика:

«Наташа Д. (6 лет 2 мес.) — здоровая, упитанная девочка, вес ее немного выше нормы, она слегка сутулится. Наташе свойственны сильные процессы возбуждения при слабом выражении тормозных реакций, она довольно трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Наташа воспитывается в дружной, трудолюбивой семье. Как младшая, она является общей любимицей, ее беспрерывно хвалят, восхищаются ее умениями. Девочка действительно не без способностей: у нее музыкальный слух, развитое чувство ритма, она проявляет творческую инициативу в играх, имеет хорошие трудовые навыки. Но рисует и лепит Наташа весьма посредственно. Речь ее достаточно выразительная, девочка хорошо читает стихи, но запоминает их с большим трудом. Наряду с положительными качествами у Наташи замечается пренебрежительное отношение к товарищам, тенденция поступать хорошо только тогда, когда за ней наблюдают. Она часто исподтишка обижает детей, толкает их, грубо отстраняет от игры. Во всем ее поведении и в жестах заметно чувство собственного превосходства. Наташа любит выступать на занятиях, скорее всего для того, чтобы лишний раз обратить на себя внимание. Причина такого поведения — неправильное воспитание в семье.

Индивидуальный подход к Наташе осуществлялся при опоре на ее трудовые умения, организаторские способности в творческих играх. К ее работе предъявлялись повышенные требования, что содействовало воспитанию у нее чувства ответственности. Как в труде, так и в игре старались объединить ее с такими детьми, которые были достаточно самостоятельными. В таких условиях Наташе приходилось уступать, сдерживаться, что, безусловно, имело положительное влияние на ее поведение. Такие приемы, как привлечение к обсуждению рисунков товарищей, сопоставление с ее работами, помогли Наташе увидеть свои недостатки. В этих же целях Наташе поручались в играх второстепенные роли, и она имела возможность убедиться, что и другие дети хорошо справляются с главными ролями. Такие приемы вполне себя оправдали.

Проводя индивидуальную работу с Наташей, нужно было, с одной стороны, развивать ее положительные данные, о которых говорилось выше, а с другой — воспитывать у нее чувство скромности, дружелюбия, уважения к коллективу. В этих целях часто применялся такой прием, как опора на общественное мнение, общественный контроль. Обычно в индивидуальном подходе к детям, склонным к зазнайству, не рекомендуются методы поощрения. Но в данном случае без него нельзя было обойтись. Действительно, похвала и поощрение личных достоинств Наташи оказывали на нее неблагоприятное и даже вредное влияние, зато одобрение тех ее действий, в которых было что-то хорошее по отношению к другим, благоприятно воздействовало на девочку. В играх старались дать ей такие роли, которые требовали внимательного отношения к окружающим, заботы о них.

С Наташей проводилась и индивидуальная работа по развитию технических умений в рисовании, по преодолению пассивности мышления, ее привлекали к дидактическим играм, требующим сообразительности, развития и укрепления памяти. Для исправления осанки с ней занимались корригирующей гимнастикой.

Однако до того, как Наташа стала первоклассницей, достигнуть полного успеха в воспитании у нее скромности, благожелательного отношения к окружающим, в развитии ее памяти не удалось, так как не удалось установить единства с семьей в проведении необходимых воспитательных мероприятий.

Таким образом, еще раз подчеркнем, что без связи с семьей очень трудно добиться полного успеха в перевоспитании таких черт характера, как зазнайство, чувство собственного превосходства и пренебрежительное отношение к товарищам.

Характеристика Вити У.:

«Витя У. (7 лет) — рослый, упитанный мальчик, производит впечатление вполне здорового ребенка. Но в трехлетнем возрасте у Вити было обострение туберкулезной интоксикации, потому он быстро утомляется, и ему требуется частый отдых, мальчик имеет лишний вес, сутулится. В данном случае внешний вид не является показателем действительного физического состояния ребенка. У Вити преобладают черты легко возбудимого типа со слабо выраженными процессами торможения, он легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Состояние здоровья единственного сына явилось причиной того, что родители не предъявляли к нему надлежащих требований. Дома он никого не слушался, в детском саду вел себя скромнее, но все же отличался избалованностью, самомнением, преувеличенной оценкой своих способностей, он пренебрежительно относился к коллективу, стремился найти у других что-нибудь плохое. Трудовые навыки имелись, но трудиться он не любил.

На занятиях Витя проявлял ложную активность, когда задавали вопрос, он охотно поднимал руку, но обычно ответить на него не мог, так как не привык думать. Рисовал неплохо, но не проявлял творческого воображения, так как этот процесс связан с наблюдательностью и требует волевых усилий, а эти качества у мальчика слабо развиты.

Витя очень впечатлительный ребенок, он легко поддается воздействию. Принимая во внимание эту его особенность, в индивидуальной работе с ним использовалось влияние положительных примеров, обращалось внимание на хорошие поступки товарищей, на примеры из художественной литературы.

Устранению определенных недостатков Вити весьма способствовало общественное порицание его поступков, высокая требовательность, общественный контроль. Эти приемы оказались очень эффективными при перевоспитании мальчика.

В индивидуальной работе с Витей использовались и его положительные стороны: организаторские способности в играх, особенно в строительных, хорошие умения и навыки в труде.

Большую пользу развитию самостоятельности мышления принесли индивидуальные занятия: придумывание конца рассказа, отгадывание загадок, придумывание загадок. Имела значение и определенная очередность вызова Вити на занятиях: его часто вызывали первым и ему приходилось самому думать над ответами, не надеясь на других.

Проведение корригирующей гимнастики, водные процедуры, специальная диета оказали положительное влияние на укрепление организма мальчика и способствовали нормализации его веса.

В перевоспитании Вити большую роль играла семья, с которой было достигнуто полное единство действий».

Характеристика Васи Г.:

«Вася Г. (6 лет 4 мес.) — коренастый крепыш с ярким румянцем, с хорошей открытой улыбкой.

Ему свойственны сильно выраженные процессы возбуждения и торможения, легкая переключаемость с одного вида деятельности на другой, Вася жизнерадостный, веселый, любит и понимает шутку.

Родители у него педагоги, но воспитывается в семье он неправильно: мальчика освободили от всех трудовых обязанностей, в том числе и от элементарного самообслуживания, что привело к полному отсутствию у него трудовых навыков, к беспомощности.

В детском саду Вася не пользовался вниманием и авторитетом со стороны детей, но сам он тянулся к ним, охотно принимал их приглашение поиграть ив играх проявлял самостоятельность. На занятиях выступал только по вызову, но ответы его сознательные и содержательные.

Вася охотно участвовал в трудовых делах, но отсутствие определенных умений и навыков удручало его и вызывало насмешки со стороны некоторых детей.

В первую очередь необходимо было избавить его от досадной беспомощности при самообслуживании. В индивидуальной работе с Васей ставилась задача научить его необходимым навыкам: самостоятельно одеваться, зашнуровывать ботинки, следить за своим костюмом. Лида и Лена приняли на себя заботу по обучению Васи необходимым навыкам, и им это хорошо удавалось выполнять. Первые успехи в этом деле принесли и первые радости. Но когда Вася овладел определенными умениями, то стал проявлять небрежность в выполнении некоторых трудовых поручений. Несколько раз его назначали дежурить с Леной, которая отличалась исключительной аккуратностью и следила, чтобы и Вася поступал также.

В индивидуальном подходе к Васе широко использовались и такие приемы, как одобрение его успехов, общественное поощрение, общественное мнение. Причем этот прием применялся только в тех случаях, когда нужно было у него отметить что-то хорошее, чтобы повысить авторитет мальчика в глазах детей. Например, в день своего рождения Вася принес подарок для всех детей — книгу белорусских сказок. В этот день был устроен импровизированный концерт, где мальчик оказался в центре внимания.

У Васи не было необходимых навыков для занятий по изобразительной деятельности. Он не был активным и на занятиях по развитию элементарных математических представлений, хотя и обладал хорошей памятью и сообразительностью. Это объяснялось тем, что он поступил в детский сад в середине учебного года и не знал программного материала. С ним приходилось систематически проводить индивидуальные занятия. Через два месяца необходимость в дополнительных занятиях с Васей отпала, с чем он никак не хотел примириться. (Вообще индивидуальные занятия не тяготят детей, а, наоборот, очень им нравятся.)

Вася не страдает застенчивостью, он только несколько неуверен в себе. Причиной является то, что умения его не стали еще привычными навыками. Он особенно нуждается в поощрении и одобрении своих действий как в обыденной жизни, так и на занятиях. Дома он с гордостью демонстрирует свои успехи».

Следует еще раз подчеркнуть, что гораздо легче научить ребенка навыкам и умениям, чем перевоспитать его. Из приведенной характеристики видно, что Вася стремился к самостоятельности и потому легко усвоил все, чему его учили воспитатель и дети, к моменту поступления в детский сад у него еще не развилась лень, а это могло бы случиться, если бы он был оставлен без внимания.

Приведенные характеристики еще раз свидетельствуют о том, насколько различны все дети, насколько различны их характеры и поведение, уровень умений и навыков, способности и интересы. И все они без исключения нуждаются в индивидуальном подходе.

Даже на основании этих характеристик можно сделать вывод, что под влиянием систематического и продуманного индивидуального подхода дети изменяются в положительную сторону за сравнительно короткий срок, что в осуществлении индивидуального подхода к детям, как и вообще в воспитании, нет мелочей.

Реклама: