Логотип Логотип 2

на главную

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Становление человека не протекает без сложностей и противоречий. Чем богаче и разностороннее личность, тем труднее путь ее развития. В поисках себя, сомнениях и ошибках, в преодолении того, что еще вчера казалось достижением, а сегодня уже требует коррекции, в умении конструктивно выходить из каждого нового кризисного состояния и заключается нормальный путь психического развития человека.

Чтобы помочь подрастающему человеку преодолеть возникающие отклонения в его поведении и развитии, нужно учитывать, на каком возрастном этапе находится ребёнок, какую ступеньку своего жизненного пути он сейчас преодолевает, в чем типичные сложности того или иного возраста. Это не значит, что появление грубости, например, можно оправдать спецификой подросткового этапа развития и пассивно ждать, когда данное негативное явление исчезнет. Нередко приходится слышать: «Ничего, он перерастет, все само собой уладится». Такая успокоительная пассивность может привести к формированию ряда стойких вредных привычек (о них речь пойдет в следующих разделах пособия).

Определенные возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничного развития школьника нередко оказываются причиной его трудновоспитуемоести. Необходимо в процессе становления индивидуальности своевременно преодолевать возникающие психологические трудности, искать правильный подход к каждому ребенку, устранять факторы, негативно влияющие на его развитие, учитывать половозрастные, индивидуально-типологические особенности, понимать противоречия, которые он сам не в силах разрешить.

Прежде всего следует обратить внимание на динамику возрастных изменений психического развития школьника.

Школьное детство начинается с критического, или переломного, периода, который традиционно называют кризисом семи лет. Переход к обучению с шести лет, возможно, изменит название кризиса, но не отменит ни его самого, ни его содержания. Что бросается в глаза взрослым при общении с ребенком первого года обучения, уже не дошкольником, но еще не совсем школьником? Утрата той простоты и непосредственности, которая столь характерна для дошкольного детства. Прежнее един-ство желаний и их переживаний разрушается. Если дошкольник был целиком захвачен состоянием радости или печали, то семилетний школьник как бы впервые открывает для себя собственные эмоции: не только протестует, но и одновременно внимательно изучает то, как он это делает, всматривается в себя. Ошибки в воспитании могут привести именно в этом возрастном периоде к поглощенности своими эмоциями, граничащей с истероидностью (чрезмерный эгоцентризм, стремление обратить на себя внимание окружающих).

К семи годам появляются такие сложные новообразования, как оценка себя самого, самолюбие, а также новые противоречия между восприятием себя, отношением к себе и оценками окружающих, взрослых, сверстников. Впервые возникает внутренняя борьба переживаний. Новый образ жизни, связанный с началом школьного обучения, оказывает существенное влияние на протекание кризиса семи лет и скорость выхода из него. Происходит переоценка ценностей, формируется новое отношение к окружающему миру и произвольная регуляция поведения. Ведущей деятельностью становится не игра с ее непродуктивностью, отсутствием интереса к результатам, увлеченностью самим процессом, а учение, усвоение системы знаний, своеобразный, систематический напряженный труд. Ребенок присваивает, т. е. делает своим, общественный опыт; познает не только непосредственно окружающую его действительность, но и большой, сложный мир, в котором живет. Младший школьник открывает для себя возможность соотнесения настоящего и давно прошедшего, видимого, переживаемого непосредственно и воображаемого, предполагаемого, иллюзорного.

Расширяется круг значимых для школьника людей, каждый из них несет в себе непохожие на другого взгляды, оценки, ожидания. Приобщаясь к новым, более деловым, функциональным отношениям с людьми, складывающимся в школе, ребенок постепенно выходит из кризиса семи лет. Он уже не теряется в противоречивости своих внутренних переживаний, не страдает от невозможности найти адекватные внешние формы их выражения, чтобы сделать внутренний мир доступным для своих близких. Если развитие личности протекает в целом благополучно, младший школьник «уходит» от этих проблем в богатый и заманчивый мир открытия в себе неожиданных задатков и способностей, необходимых для учебной деятельности.

Следующая

Реклама: