Логотип Логотип 2

на главную

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ УЧАЩИХСЯ ч.1

Исследования советских социологов, психологов, юристов показывают, что поведение детей, ставших впоследствии несовершеннолетними правонарушителями, не контролировалось со стороны родителей и школы. Более 50 процентов отцов и 30 процентов матерей несовершеннолетних правонарушителей не интересовались воспитанием своих детей, а часто и сами вели аморальный образ жизни. Но безнадзор-ными бывают дети не только у плохих родителей. Сейчас довольно распространена такая ситуация, когда отец, мать и школа вроде бы прилагают значительные усилия для воспитания ребенка, но он все равно уходит от влияния и контроля взрослых.

Чем младше ребенок, тем легче и естественней осуществлять контроль за его поведением. Младший школьник охотно подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают ему авторитетные для него взрослые. Если же ребенку предоставляется полная свобода действий, если он чувствует бесконтрольность и попустительство, то он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе. Дети во что бы то ни стало хотят узнать, как оценивают их поведение и успехи учитель и родители, предпочитая получить критическую оценку, чем остаться вообще незамеченными. Особенно тяжело переживает ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, когда родители, в силу своей занятости или по других причинам, на-долго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями. Безнадзорность в этом возрасте оставляет глубокий след в развитии личности, во всем мировосприятии человека.

В семье, где ребенок, напротив, окружен постоянным и ревностным вниманием и заботой, где родители предопределяют каждый его шаг, он до подросткового возраста может чувствовать себя вполне благополучно. Однако такая гиперопека, такое сверх-ограничение самостоятельности могут неблагоприятно сказываться на дальнейшем развитии личности. В подобных семьях сложности начинаются с переходом ребенка в пятый-шестой класс, когда потребности подросткового возраста сталкиваются с привыч-ными для родителей формами отношений, отражающими подчиненное и зависимое положение детей среди взрослых. Как известно, после десяти-одинадцати лет у ребенка интенсивно формируется чувство «взрослости», что проявляется в повышенном стрем-лении к самостоятельности, независимости, в нетерпимости к контролю и к жесткой регламентации его поведения со стороны родителей и тем более учителей. Если педагог не учитывает этих возрастных особенностей учеников, то класс часто становится неуправляемым. Родители, хотя и имеют гораздо большие возможности управлять поведением сына или дочери, не должны злоупотреблять своей властью, поскольку привычка все решать за ребенка, вместо того чтобы учить его самостоятельности, также не может принести положительных результатов.

Современные подростки значительное количество времени проводят без присмотра со стороны взрослых. Естественно, что к этому возрасту у детей уже должны быть сформированы достаточно устойчивые моральные представления, выработаны пра-вильные навыки поведения, предотвращающие отклонения от нравственных норм. В таком случае о самостоятельности подростков следует говорить как о положительном факторе. Если же присутствие взрослого человека является необходимым условием правильного поведения ребенка, то мы говорим о несформированности его нравственного сознания. В этом случае отсутствие контакта, доверительных отношений со взрослыми (родителями, учителями) приводит к безнадзорности (во всяком случае, в психологическом смысле), поскольку даже жесткий контроль со стороны родителей или учителей далеко не всегда побуждает подростка выполнять их требования.

Таким образом, безнадзорность учащихся может рассматриваться либо как ситуация развития педагогически запущенных детей, которые изначально были обделены вниманием и заботой родителей, а затем и учителей, либо как ситуация развития подростка, который вышел из-под контроля взрослых и стал неуправляемым в силу конфликтных отношений с ними.

Наиболее яркой формой проявления безнадзорности детей являются побеги из дома (бродяжничество) или прогулы уроков, бесцельное времяпрепровождение вне дома, среди таких же сверстников, утративших уважение и любовь к родителям, игнорирующих требования учителей.

Прогулы уроков — одна из самых распространенных форм безнадзорности учащихся. Следует признать, что иногда существуют объективные причины ухода учеников с урока. Прежде всего, это плохая организация педагогом учебно-воспитательного процесса. Если учитель не может заинтересовать подростков своим предметом, если он не пользуется авторитетом, постоянно вступает в конфликты с учащимися, то его уроки пропускают не только средние и слабоуспевающие ученики, но и те, кто учится хорошо. Они объясняют свое поведение примерно так: «Все равно учитель рассказывает только то, что написано в учебнике. Это все я могу сам прочитать за 5—10 минут, так чего я буду целый урок сидеть?»

В следующую группу входят те учащиеся, которые пропускают не только уроки «нелюбимых» учителей, но и целые учебные дни. Эта группа малочисленна, однако более сложна для воспитателя. Обычно сюда входят слабоуспевающие ученики, для которых пребывание в школе стало мучительной, давно надоевшей повинностью, они выполняют ее только под страхом наказания. Как только такие ученики чувствуют ослабление контроля со стороны взрослых, они начинают пропускать уроки, все более втягиваются в атмосферу бездумного, бесцельного времяпрепровождения, никак не контролируемого педагогами или родителями.

Следующая

Реклама: