Логотип Логотип 2

на главную

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ОБЩЕНИЯ ч.1

Потребность в общении, в установлении и поддержании контактов с окружающими определена самой природой развития человеческой личности. «В некоторых отношениях,— писал К. Маркс,— человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есмь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода «человек».

Жизнь других людей, общества в целом, существование человеческой цивилизации представляют собой необходимые условия для превращения беспомощного ребенка в зрелую личность, в творца, созидателя, преобразователя мира. Не случайно, на-ходясь еще в пеленках, маленький Homo sapiens безошибочно выделяет в окружающем мире свой род и предпочитает общение с ним всем другим радостям жизни. Понятны и неуемная пытливость дошкольника, и наивная доверчивость младшего школьника, и неудержимое стремление подростка вырваться за пределы домашнего уюта. Ведь только в процессе общения реализуются потенциальные возможности развития психики, сознания, формируется способность к игре и учению, к познанию и труду, воспитывается умение жить среди людей.

Общение имеет различные формы. Человек может вести беседу с самим собой, произносить монолог или участвовать в диалоге с партнером по общению. Общение с близкими людьми, знакомыми, друзьями приобретает нередко самостоятельную ценность. Организация и поддержание такого рода эмоциональных контактов для многих людей выступают одной из важных жизненных целей. Лишенные радости доверительного, интимного, дружеского общения испытывают муки одиночества, считают себя несчаст-ными людьми. Обычной средой общения выступает социальная группа. Человек с ранних лет включается в различные формы группового общения. «На старте этой вертикальной оси жизненного пути личности находится генетически первичная диада «Мать (значимые взрослые) — дитя». К ней затем подключается система «сверстник — сверстник», которая закономерно видоизменяется в процессе онтогенеза: группа детского сада — школьный класс (группа ГПТУ) — послешкольный коллектив (производственный коллектив, студенческая группа) и т. д. вплоть до кружка пенсионеров либо возвращается в рамки семейной микросреды». Отдавая предпочтение какой-либо одной группе, коллективу, ин-дивид одновременно является членом и многих других общностей, объединений. Случается, однако, что среди предпочитаемых оказывается группа с негативной направленностью интересов и отклонениями в поведении ее участников. Больше других опасности оказаться членом такой группы подвержен несовершеннолетний.

Отклоняющееся поведение несовершеннолетних имеет различные причины и формы проявления. Известно немало случаев, когда ребенок, подросток, юноша выступает в роли нарушителя-одиночки. Так, отдельные подростки, нередко в одиночку прогуливают уроки, совершают побеги из дому, бродяжничают, воруют и т. п. Но гораздо чаще всякого рода нарушения совершаются в группах.

Такого рода группы дифференцируются по интересам, по половозрастному критерию, по «стажу», уровню организованности и стабильности состава и т. д. При этом одни из них предпочитают находиться в тени (это, как правило, группы правонаруши-телей), другие открыто заявляют о себе специфической символикой в одежде, манерой поведения, речевыми особенностями (это обычно группы ребят, стремящихся выделиться путем противопоставления собственных норм тем или иным социальным нормам, чаще культурным, реже правовым).

Очень часто подобного рода группы формируются в русле какого-нибудь модного субкультурного направления и потому подчиняются законам моды: чем больше становится приверженцев у данной группы, тем меньше ее притягательная сила. Устаревшая основа для объединения сменяется другой, более современной, возникают новые течения, новые лидеры и новые группы. Так, в шестидесятые годы у нас в стране проявляли активность «стиляги», в Англии — «тедди бойз», во Франции — «блузон нуар», и Австралии — «боджи», в Японии — «мамбо бойз», в Италии — «дисколи», в США — «битники», в Польше—«хулиганы». Затем молодежь захлестнула волна «хиппизма», появились группы мотоциклистов «роккеров» и изящные «моды». В настоящее время, как известно, распространены группы «панков», фанатов», «металлистов» и др.

Подобного рода группы есть среди советской молодежи, в том числе и среди учащихся общеобразовательных школ. Следует, конечно, сразу уточнить, что наши доморощенные «панки», «фанаты», «металлисты», «брейкеры» во многом отличаются от своих зарубежных «собратьев». Но заимствованная форма несет на себе печать чуждого нам содержания, и потому данный контингент молодежи требует пристального внимания общественных институтов, ответственных за воспитание подрастающего поколения. Чтобы эффективно управлять процессами образования и функционирования молодежных групп, необходимо воссоздать реальную картину причин и следствий включения несовершеннолетних в группы с негативной ориентацией. При этом следует обязательно проанализировать психологические факторы, приводящие молодого человека в зависимость от негативных ценностей и норм.

Попытаемся последовательно рассмотреть психологические основания объединения несовершеннолетних (и прежде всего подростков) в группы с негативной направленностью и дать им оценку.

Наиболее «безобидной» группой выступает «компания друзей», которые любят вместе проводить досуг. Составлять ее могут одноклассники либо ребята, живущие на одной улице, в одном дворе, в одном доме. Такого рода группы создаются на основе ув-лечения тем или иным видом спорта, музыкой, танцами, литературой, искусством, коллекционированием и т. д. На первых этапах в таких объединениях главным является процесс общения, обмена мнениями, информацией, определяются постоянный состав и структура группы, выделяются лидеры, отвергаются «лишние», «неудобные», т. е. те, кто «не вписывается», постепенно вырабатываются стиль взаимоотношений и стереотип совместных действий.

Устойчивость компании может определяться и общностью интересов, и симпатиями членов, и правильностью распределения ролей лидеров и ведомых.

Какие же неприятные последствия можно ожидать в результате развития такого объединения и в чем они могут найти свою психологическую основу?

Следующая

Реклама: