Логотип Логотип 2

на главную

Психолого-педагогическая профилактика увлечения азартными играми ч.1

Игра как мощное средство творческого освоения мира привлекает к себе возрастающий интерес ученых. Практиков воодушевляет заметный обучающий эффект деловых, имитационных и других игр. Вместе с тем игра способна затормозить развитие личности, увести ее в сторону от основного направления развития, деформировать интересы и ценностные ориентации.

...В школьном коридоре у подоконника столпились пятиклассники, при появлении учителя они что-то прячут по карманам... На чердаке (или в подвале) собралась компания подростков, возбужденно предвкушающих увлекательное занятие... С важным видом из школы выходит мальчик, карманы которого оттягивает груз монет, его сопровождает «телохранитель»... Возмущенные родители безуспешно пытаются выяснить, зачем их сыну понадобилось 20 рублей, которые он взял у них тайком... Две ярко на-крашенные, модно одетые восьмиклассницы неторопливо идут по центральной улице, стараясь привлечь к себе внимание мужчин... Что общего у этих «картинок из жизни», встречающихся не так уж редко?

Описанные ситуации тесно связаны с игрой, но игрой отнюдь не невинной — ведь не зря же учащиеся скрывают свои занятия от взрослых. Увлечение детей и подростков азартными играми вызывает серьезное беспокойство педагогов и родителей, о его вреде писали мыслители прошлого и настоящего, однако азартные игры сохраняют свои позиции, и их жертвами становятся новые молодые люди.

Увеличение контактов между людьми и технический прогресс способствуют быстрому распространению и постоянному усложнению игр. Игра «в резинку», например, появилась совсем недавно, а теперь в нее играют дети самых отдаленных районов страны. Кубиком Рубика увлеклись миллионы людей в самые короткие сроки. В романе английского писателя Хаксли «Homo Ludens» («Человек играющий») изображено общество недалекого будущего, в котором игра стала для людей основным видом деятель-ности. Швейцарский писатель Г. Гессе в романе

«Игра в бисер» описывает сложную синтетическую игру, вобравшую в себя элементы высших форм науки и искусства; пленником этой игры стал главный герой книги.

Игра как вид человеческой деятельности оказывает на жизнь всего общества и отдельных индивидов все большее влияние, причем не только положительное, но и резко отрицательное. На Западе процветает игровой бизнес, ставший источником многомилли-онных прибылей. Игорные дома, казино, бильярдные, кегельбаны, залы игровых автоматов и видеоигр привлекают миллионы людей. В швейцарский Монте-Карло и американский Лас-Вегас стекаются толпы искателей приключений, желающих испытать судьбу, пережить острые ощущения.

Если в древнем Египте азартных игроков ссылали в каменоломни, то в наши дни ограничивают возраст людей, посещающих залы игровых автоматов, как это сделано, например, в Швеции. В 1981 году президент Филиппин, чтобы погасить накалившиеся страсти, был вынужден издать декрет о закрытии всех залов с видеоиграми. На рынках сбыта в восьмидесятых годах появились довольно дорогие домашние видеоигры, которым дети и подростки отдавали по 6—10 часов в сутки несмотря на запреты родителей, обеспокоенных отклонениями в их физическом и психическом развитии. По настоянию взрослых домашние компьютеры были оборудованы таймерами, автоматически прерывающими игру через определенное время.

Для того чтобы правильно понять сущность, причины и условия возникновения страсти к азартным играм, необходимо понять, что такое игра, какое место она занимает в жизни людей, почему дети и подростки увлекаются азартными играми, какие средства профилактики этого явления могут оказаться наиболее эффективными.

Игра — это специфический вид деятельности, отличительными особенностями которой являются отсутствие утилитарной целесообразности и спонтанная активность играющих. Многообразие форм игровой деятельности существенно затрудняет научный анализ и строгое описание этого явления. Е. А. Покровский анализируя этимологию и содержание слова «игра» у разных народов, отмечал, что обычно оно означает широкий круг действий, не являющихся обязательными, вынужденными и сопровождающихся в основном положительными эмоциями (радостью, весельем). В работах К. Гросса, К. Бюлера и других исследователей отмечается, что в основе игр животных и людей лежит «избыток сил», чувство «наслаждения» осуществляемыми действиями, самой игрой. Игра (в широком смысле слова) возможна в том случае, когда имеется игрок, вступающий, в со-ответствии с правилами игры, в противоборство (с соперником, предметом, компьютером, с самим собой), результат которого неоднозначен (т. е. возможен выигрыш или проигрыш) и непредсказуем. В процессе игры происходит сознательная и бессознательная (непроизвольная) мобилизация способностей человека, движимого побуждением во что бы то ни стало выйти из игры победителем — обыграть соперника, решить головоломку, превзойти самого себя.

Игра оказывает мощное воздействие на развитие психики человека, его двигательных навыков, внимания, памяти высших психических функций, творческих способностей. Игра связана причинно-следственными связями с другими видами человеческой деятельности — учением, трудом, наукой, искусством, физкультурой и спортом, помогает подрастающей личности овладеть социальным опытом, развить свои способности и задатки.

Следующая

Реклама: