Логотип Логотип 2

на главную

Привычка к сквернословию и ее профилактика ч.1

Как часто еще приходится сталкиваться с таким негативным явлением, как брань! Вряд ли кому-либо это доставляет удовольствие, но так называемые «крепкие выражения» продолжают отравлять наш слух. Особенно неприятно слышать брань из уст подростков и молодых людей.

Модная прическа, красивая одежда, приятные лица и вдруг будто водопад грязи из юных уст — скверная, безобразная речь. Откуда же подростки узнают подобные выражения? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно прислушаться к речи некоторых взрослых. Увы, брань можно услышать на стройплощадке, на заводе, на производственном совещании и даже в кабинетах ответственных работников. Сами взрослые, не следя за своей речью и не заботясь о последствиях сквернословия, знакомят детей с подобными выражениями.

Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут в обществе. Общественная жизнь и совместный труд людей вызывают необходимость постоянного общения, установления контакта друг с другом. Такое общение осуществляется с помощью речи. Благодаря речи мы можем обмениваться мыслями и знаниями, рассказывать о своих чувствах, переживаниях, намерениях. Поэтому одной из важнейших функций речи является функция общения. Как правило, социальная среда формирует речь ребенка. Особое место здесь принадлежит семье.

Воспитание культуры речи зависит главным образом от повседневного поведения родителей, их общения друг с другом. Семья воспитыва-ет самой атмосферой, микроклиматом, средой. Взрослые, особенно родители, являются для детей непререкаемым авторитетом, при этом чем младше ребенок, тем значимее для него поведение близких, тем некритичнее заимствование, точнее подражание. Ребенок копирует все: слова, жесты, мимику, походку, повторяет выражения и критические суждения, которые слышит. К сожалению, еще во многих семьях забывают об этом: разговаривая друг с другом, употребляют грубые, порой и нецензурные выражения.

Еще печальнее обстоят дела в неблагополучных семьях — там, где родители ведут аморальный образ жизни, регулярно употребляют спиртное. Так, в одной из подобных семей ребенок пяти-шести лет, с трудом изъясняясь, неправильно произнося некоторые буквы, рассказывал о своей жизни исключительно нецензурными выражениями. Конечно, это довольно редкий случай. Вскоре родители этого мальчика были лишены родительских прав, а ребенок помещен в интернат.

Нередко приходится слышать от воспитателей детских садов, что есть дети, речь которых засорена настолько, что допускать их к общению с другими детьми просто опасно. При беседах с родителями таких детей можно услышать оправдания типа: «устал», «был в плохом настроении», «вырвалось». Эти родители не понимают, что именно они калечат речь своих детей, вырабатывая у них привычку к сквернословию, от которой бывает очень трудно избавиться.

В чем причина того, что ребенок усваивает отрицательные навыки, которые никто не пытается ему прививать, в то время как правильные слова далеко не всегда оставляют след в его душе? Народная мудрость гласит: «Слова убеждают, а пример вдохновляет». «Вдохновленный» примером сквернословия родителей, ребенок, попав в подобную ситуацию, пусть даже игровую, абсолютно точно воспроизводит все услышанные «соленые» слова и бранные выражения, вырастая в глазах сверстников и шокируя добропорядочных взрослых. Когда дети подрастают, родители удивляются, испытывая на себе грубость сына или дочери, слыша брань в свой адрес.

При поступлении в школу влияние на развитие речи ребенка начинают оказывать не только учителя, но и школьный коллектив. Появляются новые источники заимствования различных нецензурных и жаргонных выражений. Многие школьники начальных классов приносят из дома бытующие там бранные выражения, уже вошедшие у родителей в привычку. Ученики, не знакомые прежде с подобными словами, тоже начинают употреблять их и закреплять в своем сознании и речи. По мере взросления дети становятся осмотрительнее, избирательнее, хитрее. Нецензурные слова произносятся только в компании ровесников, украдкой, при доверительных беседах друг с другом либо «выскакивают» в ситуации конфликта.

Запреты и борьба против такой речи со стороны родителей, учителей и воспитателей могут привести к обратному эффекту, если не учитывать психологических особенностей личности учащегося, его стремление к самостоятельности, независимости, «взрослости». Однажды на стадионе возникла следующая ситуация: молодые люди, выкрикнув несколько одобрительных, но нелитературных реплик в адрес своей команды, оглянулись, увидели, что вокруг них находятся женщины, и смолкли. Однако взрослые болельщики, не стесняясь присутствием ни женщин, ни молодежи, продолжали «болеть» за свою команду, осыпая соперников градом бранных выражений. Такой пример «воодушевил» молодежь, и дальнейшее пребывание женщин на трибунах стало практически невозможным. А многие из этих солидных мужчин находились на стадионе со своими сыновьями. Теперь можно представить себе, какой нравственный урок получили их дети. На другой день они пойдут в школу, поделятся своими впечатлениями с одноклассниками, и можно не сомневаться, что они опишут матч теми же словами, которые они слышали на трибунах.

Есть такое выражение: «Брань на вороту не виснет», но это не так, она оставляет глубокий след в душе ребенка.

Случается, что сквернословие вызывается сложным психическим заболеванием, имеющим в медицине название «копролалия». Встречается оно сравнительно редко: впервые его описал французский врач Жиль де ля Туретт, который в 1884—1885 годах лечил девятерых пациентов с симптомами копролалии. Больные непроизвольно произносили или выкрикивали нецензурные, ругательные выражения, к которым сами относились критически и воспринимали их как противоестественные для себя. Обычно такое состояние проявляется на фоне усталости при слабой нервной системе, иногда оно наблюдается и у детей. О возможности такого заболевания должны знать педагоги и родители, так как наказание таких детей может усугубить болезнь, привести к нарушениям психики. Копролалия требует длительного лечения.

И все-таки болезнь в данном случае не правило, а исключение. Те явления, с которыми обычно приходится сталкиваться,— не проявления болезни, а отсутствие элементарной культуры. «Беседы» некоторых юношей и девушек между собой состоят из двух-трех десятков наиболее употребительных слов, перемежаемых бранью. Ведь скудоумие идет рука об руку со сквернословием.

С особенным цинизмом звучат нецензурные слова и нелитературные выражения в устах студентов вузов. Увы, из окон студенческих общежитий можно услышать оживленные разговоры с употреблением нецензурных выражений. Так «беседуют» между собой и некоторые будущие учителя. Скоро они предстанут перед своими учениками в костюмах с иголочки, в безупречно чистых рубашках и с такой грязью в речи! Чему, кроме своего предмета они смогут научить учеников? Сказать, что это их жизненное кредо, было бы неточно, просто дурная, но глубоко пустившая корни привычка.

Следующая

Реклама: