Логотип Логотип 2

на главную

Психологические условия профилактики приобщения к алкоголю ч.1

Важной составной частью программы воспитания учащихся должно быть значительное повышение качественного уровня противоалкогольной работы в школе. Здесь необходимо добиться коренного перелома. На решение этой задачи нацеливает ряд партийных и государственных документов и постановлений.

Трудности, возникшие в ходе развернувшейся в стране борьбы за трезвый образ жизни во многом определяются недостаточной продуманностью мероприятий, что вызвано как объективными, так и субъективными причинами. В ряде случаев отмечается явная недооценка того зла, которое несет с собой даже «умеренное» потребление алкоголя; наблюдается неумение выявлять, оценивать и использовать данные о сформировавшихся «алкогольных» установках и стереотипах молодежи.

Очевидно что одним из важнейших направлений всей противоалкогольной работы в обществе является решительное искоренение все еще отмечаемых случаев ранней алкоголизации (т. е. употребления спиртных напитков детьми и подростками). Вопрос о борьбе с алкоголизацией в юном возрасте стоит особенно остро, прежде всего потому, что появление в начале жизненного пути этой крайне вредной привычки приводит к быстрой идейно-политической и нравственной деградации личности, разрушению здоровья, толкает молодых людей на необдуманные, порой социально опасные действия. Ранняя алкоголизация негативно влияет на процесс формирования подрастающей личности, препятствует реализации многих человеческих способностей и задатков. Установлено, что более 96 процентов лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками приобщились к ним впервые в возрасте до пятнадцати лет, третья же часть таких лиц—в возрасте до десяти лет. К 16—17 годам подавляющее большинство юношей и девушек успевают познакомиться со вкусом того или иного спиртного напитка и, следовательно, к моменту окончания школы психологический барьер первого знакомства с алкоголем уже бывает пройден.

Следует подчеркнуть, что временной промежуток между появлением привычки к систематическим выпивкам и заболеванием тяжелым недугом — алкоголизмом для взрослых составляет несколько лет (три и более), для подростков же этот промежуток может равняться году и менее.

Алкоголизм подростков в большинстве случаев с трудом поддается лечению.

О токсичности алкоголя для юного организма говорит такой печальный факт. Физически здоровый пятнадцатилетний подросток, выпив на свадьбе у сестры рюмку водки и бокал вина, по дороге домой потерял сознание и умер. Поставленный врачами диагноз был однозначен: смерть наступила в результате воздействия этилового спирта (алкоголя).

Недостаточная эффективность принимавшихся ранее мер по искоренению употребления несовершеннолетними спиртного определялась, в числе прочего, и слабой опорой на данные науки, и формализмом в работе. Поэтому необходимо глубоко про-анализировать проблемы и причины ранней алкоголизации.

Предлагаем следующую классификацию учащихся по группам, в соответствии с их приобщенностью к алкоголю: 1-я группа — не употреблявшие спиртного; 2-я группа — употреблявшие спиртные напитки несколько раз в жизни; 3-я группа — употребля-ющие алкогольные напитки эпизодически (в связи с каким-либо торжеством) и, как правило, в Незначительных количествах; 4-я—систематически употребляющие спиртное: пьют небольшими дозами три и более раза в месяц либо неумеренно алкоголизируются—два раза в месяц.

Наши исследования показали, что старшеклассники обычно мотивируют случаи своей алкоголизации стремлением «не отстать от жизни» («не станешь пить—будешь не такой, как все»). Далее (по частоте встречаемости) сталкиваемся со следующей мотивировкой: желание «убить время» («пью от нечего делать»); эйфоризирующее, адаптогенное влияние алкогольных напитков (желание «поднять настроение» в различных ситуациях); стремление казаться взрослым; престижность употребления спирт-ного в компании; мода «ловить кайф», распространенная среди молодежи и т. д.

Подобные сведения позволяют выделить ведущую социальную причину подростковой алкоголизации. Это — питейные традиции общества.

Имеющиеся в нашем распоряжении данные дают возможность говорить о значительном количестве «факторов риска» раннего пьянства, на фоне и при условии действия которых подросток приобщается к употреблению спиртного. В ряде случаев указанные причины и предпосылки алкоголизации подростков выступают уже как следствие вовлеченности несовершеннолетнего в винопотребление.

Среди факторов высокого риска ранней алкоголизации назовем следующие: неправильные формы и методы воспитания в семье (гипо- и гиперопека, воспитание по типу «кумира семьи» и т. д.), отрицательные примеры поведения старших; эмоциональная отверженность подростка; пьянство родителей; личностные факторы (некоторые крайние варианты нормы в проявлениях характера, так называемые акцентуации характера; нарушение социально-психологической адаптации; эмоциональная неустойчивость; нарушенный процесс управления собственной активностью); отсутствие выраженных интеллектуально-эстетических интересов, с чем связана и низкая культура досуга; отсутствие высоких и четких целей жизни; несформированность или слабая выражен-ность отрицательной нравственной оценки пьянства как явления; склонность референтной (значимой) группы к алкоголизации; стремление утвердить себя в своей группе; потребность испытать свои силы, т. е. определить рамки своих возможностей; любопытство; стремление к эйфории; слабо развитые волевые качества; отсутствие развитых мотивов учебной деятельности; наличие пьющих друзей; подражание лицам, пользующимся авторитетом у подростков; психический инфантилизм; неадекватное отношение к перспективам развития своей личности. Чрезвычайно важную роль играет дефицит соответствующих средств межличностного общения у несовершеннолетних.

В качестве негативных факторов выступают также: конформность, некритическое отношение к своему поведению и поведению других людей; неадекватная самооценка; недостаточная сформированность положительных привычек; комплекс черт педагоги-ческой запущенности (трудновоспитуемости); отсутствие близких друзей; низкая общественно полезная активность; недостаточный уровень воспитательной работы в школе, в семье и по месту жительства; слабая работа спортивных секций, различных кружков и клубов. Имеет значение и положительная оценка своего состояния при первых «контактах» со спиртным, неудовлетворительный психологический климат в коллективе класса — как причина появления отверженных и «выталкивания» их в дальнейшем в уличные компании. Отрицательное влияние также оказывает установка части молодых людей на веселую, беззаботную жизнь, «перманентный праздник».

Приведенный перечень причин и условий подросткового пьянства, среди которых основное место занимают психолого-педагогические и социально-пси-хологические факторы, во многом отражает неумение, нежелание либо неспособность взрослых вовремя прийти на помощь подрастающей личности в психологически трудной для нее ситуации, организовать содержательный досуг подростков, нейтрализовать искажающие нормальное развитие факторы.

Следующая

Реклама: