Логотип Логотип 2

на главную

Отражаясь в мозгу…

Как бы ни пытались идеалисты изобразить душу самостоятельным, бессмертным существом, наука со всей убедительностью показывает, что явления душевной жизни (восприятия, мышление, память, воображение и др.) являются свойством воспринимающего, мыслящего, помнящего и фантазирующего человеческого мозга. Об этом свидетельствует ряд бесспорных фактов.

Обычно серьезная травма мозга, ранение или контузия вызывают более или менее значительные психические расстройства, психозы, как называют их в медицине, а также общее снижение уровня умственной деятельности. Вот выписка из истории болезни больного с черепной травмой: «Больной К-, 26 лет, был ранен в голову справа. Больной раздражителен, возбужден. Интеллект несколько снижен, память плохая. В больнице однажды наблюдался приступ сумеречного состояния сознания. Набросился на соседа, стал его душить с криками: «Немцы!» Последующая амнезия».

О том же говорят случаи рождения уродов с ненормально малым мозгом, который при обычных размерах подкорковых узлов и мозжечка отличается непропорционально крохотными полушариями. За счет снижения объема больших полушарий общий вес мозга (500—700 г) у этих микроцефалов в два с лишним раза меньше нормального.

В результате недоразвитости больших полушарий микроцефалы остаются на низких ступенях психического развития. Способность к самостоятельному мышлению у них зачастую отсутствует, речь слабо развита, кругозор крайне узок. Они чрезвычайно внушаемы и легко становятся объектом влияния со стороны. Один такой больной был использован уголовниками для поджога. Будучи задержан, себя ни в чем виновным не считал, так как ему предлагали 100 рублей, а это «большие деньги», и он «не мог отказать дяденьке». В другой раз, по его словам, он за 100 рублей не поджигал бы, а сделал бы это не меньше чем за 500 рублей.

Наряду с многими другими анатомическими, физиологическими, психологическими фактами, а также данными эволюции животного мира, рождение микроцефалов подтверждает, что психические процессы являются функцией, свойством больших полушарий мозга, что именно большие полушария являются анатомо-физиологической основой психической деятельности.

Данные научных исследований последних лет показали, что существует очень тонкая связь деятельности отдельных областей коры больших полушарий мозга и специальных психических процессов. Так, разрушение (при ранении, опухоли) строго определенного участка лобных долей больших полушарий ведет к тому, что больной забывает форму букв и путает при письме похожие буквы, перевертывает их. Травма другого участка коры вызывает нарушение в согласовании слов и предложений и т. д. Эти наблюдения оказались настолько точными, что хирурги перед операцией консультировались с психологом, изучавшим письмо больного, и совместно определяли точное место мозгового поражения.

Психика есть свойство мозга, функция его высшего отдела — коры мозга. Кора мозга состоит из серого и белого вещества. Миллиарды нервных клеток составляют серое вещество, которое как плащом покрывает большие полушария. Однако у мозга, как и у всякой другой живой ткани, не одно свойство, а целый ряд свойств и функций: физических, биохимических, электрических и многих других.

Различные состояния мозговой коры характеризуются различными колебаниями электрических потенциалов, различным уровнем электрической активности мозга. Если эти электрические потенциалы в десятки тысяч раз усилить, то можно зарегистрировать их при помощи специальных приборов — электроэнцефалографов. Запись этих электрических потенциалов (токов действия) может, например, показать, как изменяется ритм работы мозга при решении какой-либо задачи или Осознание того, что здоровье сегодня оказывается запущенно.

В чем же сущность психики как одного из свойств мозга?

Сущность психики как свойства высших отделов мозга состоит в том, что мозг может отображать предметы и процессы внешнего мира. Психика, сознание и есть отражение мира в мозгу человека. Поэтому содержание психики составляют всевозможные образы действительности в форме ощущений, восприятий, представлений, мыслей и переживаний, вызываемых вещами, процессами и явлениями внешнего мира.

Отражение в форме образов, составляющее сущность психической деятельности, отличается от других видов отражения, которые наблюдаются в природе (например, отражение различных электромагнитных волн). Психические процессы как процессы отражения носят активный характер. Их происхождение и сущность связаны с воздействием живого существа на природу, с регулированием взаимоотношений организма со средой. Их нельзя поэтому просто уподобить отражению в зеркале или отражению радиоволн и звуков.

Для того чтобы понять разницу между активным — психическим и пассивным — зеркальный отражением, приведем следующий пример.

На один и тот же предмет, допустим, настольные часы, смотрят годовалый ребенок и десятиклассник. На органы чувств, т. е. глаз, ухо, а через них и на мозг смотрящих, воздействуют одни и те же свойства предмета, как видимые, так и слышимые. На сетчатке глаза и у того и другого — одинаковый, практически один и тот же оптический образ. Воспринимающие органы внутреннего уха колеблются одинаковым образом.

Но каким еще бедным и скудным является психическое отражение этого предмета в мозгу младенца по сравнению с восприятием взрослого! Для малыша это лишь что-то блестящее, холодное, тикающее («тик-тик»), что не дают в руки («Нельзя, разобьешь!»). Он не заметит даже движения минутной стрелки, не говоря о назначении часов и их устройстве, сколько бы ни таращил глазенки на этот занимающий его предмет. Между тем взрослый человек, отражая часы в своем мозгу, видит и замечает их существенные детали, понимает взаимодействие частей их механизма и уж, конечно, назначение часов как прибора для определения времени. А движение минутной стрелки оказывается для него в данный момент сигналом того, что пора, например, приниматься за сочинение или решение алгебраической задачи. Это полное и глубокое отражение предмета возможно потому, что юноша постоянно пользовался часами для удовлетворения своих потребностей, узнавая, например, сколько времени осталось до обеда, до начала занятий в школе, сеанса в кино и т. д., потому что он неоднократно заводил их, переставлял стрелки, может быть, даже чинил их.

Отражение вещей и явлений человеческим мозгом имеет активный характер потому, что люди отражают окружающий мир в процессе своей деятельности, действуя с предметами, выбирая их из числа других, пользуясь ими для удовлетворения своих потребностей, изменяя и преобразуя окружающее. Отражение в форме простых и сложных образов того, что происходит во внешнем мире и собственном организме, есть необходимая особенность, или сторона, психической жизни человека.