Логотип Логотип 2

на главную

Фантазия

Что может быть дальше друг от друга, нежели «фантазия» и «реальность»! Вот уж поистине полярные, во всем противоположные понятия. Когда мы говорим о человеке «он фантазер», то этим хотим подчеркнуть, что он не считается с реальной действительностью, противопоставляет выдумку тому, что есть на самом деле, живет в нереальном мире своих фантастических мечтаний. И тем не менее нельзя, невозможно оторвать фантазию от реальности.
В фантастическом романе А. Конан-Дойля «Затерянный мир» группа ученых во главе с профессором Челенджером попадает на горное плато, расположенное в дебрях Южной Америки, где сохранился животный мир очень давних эпох, где рядом с небольшим индейским племенем, неизвестно как сюда попавшим, живут воинственные обезьянолюди.
Что же является вымышленным и фантастическим в этой интересной книжке? Описание внешнего вида, повадок, образа жизни первобытных динозавров, птеродактилей и игуанодонов? Но ведь в любом исследовании по палеонтологии имеются подобные описания. Более того, современная наука располагает сведениями о том, что некоторые из доисторических животных (считавшихся вымершими еще в незапамятные времена) до сих пор существуют в глухих уголках Африки и Австралии, в недрах мирового океана.

Не так уж много фантазии и в описании А. Конан-Дойлем быта и наружности обезьянолюдей. Находки костей, грубых орудий, слоев земли от костров дали возможность ученым реконструировать образ жизни и внешний облик наших далеких предков. В этом отношении роман Конан-Дойля не более фантастичен, чем любое научное изыскание по антропологии и истории первобытного общества.
Почему же говорят — «фантастический роман»? Да потому, что в таких книгах необычайно сочетание реальных событий, фактов, явлений во времени и пространстве. Конечно, нереально, фантастично объединение в общей ситуации английского лорда и вожака обезьянолюдей, бойкого журналиста и гигантского динозавра, профессора и живого птеродактиля, но не само описание каждого из них. Ведь и «избушка на курьих ножках», которая по требованию героя сказок поворачивается к нему «передом, а к лесу задом», фантастична лишь сочетанием отдельных элементов, из которых складывается этот традиционный образ, а жилистые куриные лапы и покосившаяся ветхая избенка весьма реальны.
Итак, мы приходим к выводу, что как бы ни были причудливы произведения фантазии, они представляют лишь необычайное сочетание образов, реальность и жизненная правдивость которых для нас несомненны.
Воображение, фантазия — это отражение реальной действительности, но в иных, необычайных, неожиданных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычное, то при анализе легко выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта и что они фантастичны не более, чем упомянутые «куриные ножки».

Однако связь фантазии с реальностью не исчерпывается тем, что реальность является единственным поставщиком строительного материала для создания образов. Причина, которая побуждает человека окунуться в море фантазии, заложена также в некоторых особенностях реальной действительности.
Человеку свойственно бесчисленное множество потребностей, причем реальному удовлетворению их обычно предшествует иллюзорное (т. е. только в воображении), но живое, отчетливое и яркое представление той ситуации, при которой эта потребность могла бы быть удовлетворена. Например, испытывая в жаркий летний полдень настоятельное желание выкупаться, мы отчетливо, с наслаждением представляем себе, как подходим к реке, раздеваемся, прыжком погружаемся в прохладную, освежающую воду и, вынырнув, сильными рывками плывем к противоположному берегу.
Потребности и желания человека — источник его воображения: если проанализировать тот или иной воображаемый образ, то нетрудно обнаружить, что за ним кроются те потребности и желания, которые вызвали его к жизни. Беспричинных образов фантазии нет и быть не может. Это касается любого фантастического вымысла— от наивной сказки для детей до самой беспардонной лжи, на которую способен какой-нибудь современный потомок Мюнхгаузена.

Реклама: