Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

Фантастическое вокруг нас 3ая часть

В сказках герои летают по воздуху то на волшебном коне, то на ковре-самолете, то на птицах. Люди издавна мечтали о полете. В древней Греции родился миф об Икаре, взлетевшем к Солнцу. Летать люди учились постепенно и медленно: воздушные шары были игрушками ветра, неуклюжие дирижабли и первые самолеты из дерева и холста были несовершенны и ненадежны. Пятьдесят лет назад в мире было всего 300 летчиков!
Современные самолеты зависят от дорожек для взлета и посадки: им нужны специальные аэродромы. И вот на наших глазах возникает безаэродромная авиация — самолеты, взлетающие и садящиеся вертикально. Долгое время самолеты не могли парить в воздухе на одном месте, и вот появились вертолеты и турболеты, реактивные двигатели, стоящие на платформе без крыльев.
Новые достижения всегда порождают новые потребности. Огромна скорость и грузоподъемность современных самолетов, но и расход горючего очень велик. В результате самолет чрезмерно перегружается горючим. Ученые думают и работают над созданием атомных реактивных двигателей, которые вместо сотен тонн обычного горючего будут расходовать лишь граммы делящихся радиоактивных веществ.
Но применение таких двигателей ставит новые задачи. Необходимо позаботиться о защите экипажа и пассажиров от вредных излучений атомного двигателя. Возникают проекты, которые сегодня кажутся фантастическими. Например, впереди идет самолет с атомным двигателем без экипажа, а за ним на буксире следует планер, с которого люди управляют полетом. Другие изобретатели мечтают о материале, тонкий слой которого поглощал бы вредные лучи.
А некоторые идут в своих замыслах еще дальше. Они говорят: вертолет, висящий в воздухе, потребляет горючее, атомный двигатель тоже потребляет его, хотя и меньше, а ракеты, при помощи которых запускаются искусственные спутники Земли, сжигают сотни тонн горючего, чтоб поднять сотни килограммов полезного веса. Как изменилась бы техника полета, если бы удалось создать невесомые летательные аппараты! Фантаст Уэллс именно в таком аппарате отправил своих героев на Луну, и, может быть, летательные аппараты будущего будут основаны на регулировании силы земного притяжения.
В сказках люди не только летают. Колечко или клубок ниток указывает герою сказки путь к определенной цели. Сегодня это тоже перестало быть сказкой. Автопилот ведет самолет по курсу к заданной цели без участия человека. Экспериментальные машины сами, без летчика, взлетают с аэродрома и, пролетев по заданному маршруту, совершают посадку.
Но люди все-таки не удовлетворены. Они хотят летать, как птицы, хотят чувствовать себя в воздухе так же уверенно, как на Земле. Сейчас строятся самолеты, легкие, как мотоциклы, самолеты с машущими крыльями, проектируются машины, которые позволяют человеку перепрыгивать через реки, совсем как сказочному герою.
Развитие авиации наглядно показывает, как осуществление большой мечты вызывает к жизни все новые и новые мечты: мечта, бывшая вначале общей, расплывчатой, туманной (просто «летать») или, наоборот, крайне конкретной («летать, как птица») меняется, разветвляется по новым, неожиданным направлениям. Всё больше сказок становится былью.
«По щучьему велению, по моему хотению, идите ведра сами домой», — говорили сказочные герои. А сегодня мы подходим к водопроводному крану, открываем его, и вода сама «идет» к нам домой. Жизнь обгоняет сказку. Перо жар-птицы и ночью светило ярко, как днем, наука же создала лампы, вспыхивающие ярче солнца. В сказках топор сам рубил дрова, а наука создала сложные автоматы и целые цехи, где изготовляются автомобильные и самолетные двигатели без вмешательства человека. «Катилось яблочко по серебряному блюдечку», и герои сказки видели города, села, леса и горы. Теперь же для этого достаточно включить телевизор.
Мы живем в эпоху, указывал А. М. Горький, когда расстояния от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращаются с поразительной быстротой. Для наших дней крайне характерно огромное ускорение осуществления больших человеческих замыслов. За последние сто лет люди осуществили их больше, чем в любое прошлое столетие. И это совершенно естественно, так как чем больше мечтаний уже осуществилось, чем больше накоплено знаний, тем быстрее могут быть решены новые задачи, удовлетворены новые потребности. Ракеты, летящие на Луну, корабли, приводимые в движение атомной энергией, машины, решающие сложнейшие задачи, — великие достижения нашего века. Человек сотни тысяч лет не умел добывать огонь, сеять хлеб, писать. От ветряной мельницы до паровой машины прошло тысячелетие, от открытия электрического тока до широчайшего его применения прошло столетие. От возникновения идеи о возможности цепной реакции в уране до ее осуществления прошло около десятилетия. Создается впечатление, что наука стала обгонять мечту. Некоторые фантастические романы устаревают, не успевая выйти из печати.
Может быть, в наше время роль мечты убывает? Может быть, скоро наука осуществит все мечты человечества, даже самые дерзкие? Конечно, нет. Осуществление одной мечты порождает другую, с удовлетворением одних появляются другие потребности.
Мечты бессмертны и бесконечны. Но нельзя надеяться на стихийное возникновение фантазий. Именно в наши дни, в наше время для того чтобы обеспечивать развитие науки, человек должен не только обогащать свою память знаниями — это первое условие,— но и должен учиться фантазировать, должен тренировать свое воображение. А для этого нужно хорошо знать, что представляет собой этот великолепный инструмент познания и изменения мира, каковы закономерности, которым он подчинен, надо знать психологию и физиологию фантазии.

Реклама: