Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

Религиозные вымыслы (2я часть)

Это было ясно ученым и философам уже в глубокой древности. Греческий философ Ксенофан в звучных стихах выразил эту мысль так:
Если б руками владели быки, или львы, или кони,
Если б писать, точно люди, умели они что угодно,
Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий
Дали б бессмертным быки: их наружностью каждый сравнил бы
С той породой, к какой он и сам на земле сопричислен:
Черными пишут богов и курносыми все эфиопы.
Голубоокими их же и русыми пишут фракийцы.
Ему вторил Анаксагор: «Когда бы себе божество птицы измыслить могли, было б крылатым оно. Для коней же быстролетных был бы бог четвероногим».
Вера в загробную жизнь в фантастически преобразованном виде отражает те реальные условия жизни, с которыми человек имел дело на земле. Примечательно, что в верованиях людей до возникновения классового общества и эксплуатации человека человеком не было места раю с его блаженством и аду с его муками. Только тогда, когда на земле был создан рай для эксплуататоров и ад для трудящихся, возникла необходимость создания в религиозной фантазии людей отражения земной жизни «шиворот-навыворот»: ад — для господ и рай — для рабов в воздаяние за тяжкие муки последних на земле.
Описания чудес рая в христианской или магометанской религиях — это лишь гиперболизированное описание царских садов и дворцов, быта царей и вельмож; и здесь фантазия черпала свой материал в реальной жизни. А господствующие классы и церковь охотно принимали эту сказку для того, чтобы удерживать эксплуатируемых несбыточными посулами в повиновении.
Религия вместо борьбы за реальное изменение мира на основе подлинно научного понимания жизни природы и общества предлагает фантастические объяснения существующего, исключающие вмешательство человека в то, что предопределено «промыслом божьим». «Опиумом для народа» называл К. Маркс религию.
К тому, что было сказано о религиозных вымыслах, следует добавить несколько слов. Галлюцинации — продукт больной психики — являются фантастическими образами, близкими к сновидениям. Религия использует эту их особенность в своих интересах. Содержание галлюцинаций, как и других образов фантазии, зависит от потребностей человека, его интересов, желаний. Потому содержание галлюцинаций верующего сплошь и рядом религиозное.
Вот на таких-то галлюцинациях религиозного содержания постоянно, во все века спекулировала церковь. Ни христианская, ни иудейская, ни магометанская религии не упускали случая поэксплуатировать галлюцинаторные образы душевнобольных. Галлюцинации объявлялись способом общения людей с божеством, а подверженный им человек — «блаженным», «отмеченным богом», «свя-тым человеком». «Видениями богоматери», «явлениями Христа» и подобными чудесами насыщена богословская, литература.
Следует учесть, что психически ненормальный человек— весьма удобный объект для эксплуатации: он беззащитен, легко поддается внушению, у него отсутствует критическое отношение к окружающему. Поэтому наряду с описанием галлюцинаций, действительно испытываемых душевнобольными, священнослужители не гнушались и грубым обманом, приписывая им наряду с тем, что они «видели», и то, что они, по мнению своих «духовных отцов», должны были увидеть. О грязных спекуляциях, затеянных католическими священниками вокруг источника возле г. Лурда, где крестьянской девушке якобы явилась «божья матерь», повествует роман Эмиля Золя «Лурд», который вызвал страх и злобу у князей церкви.
Религиозная вера одним из своих устоев признает возможность непосредственного общения с богом путем «видений» и «откровений», т. е. при помощи галлюцинаций «избранников» божьих. Иногда и сами служители культа, прибегая к одурманиванию наркотиками, вызывают у себя искусственно галлюцинации, которые затем используются в целях эмоционального воздействия на массу верующих (шаманы, дервиши, жрецы, сектанты).

Реклама: