Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

Религиозные вымыслы (4я часть)

Таким архимедовым рычагом, который может перевернуть Землю, является и фантазия, если она имеет точку опоры в большом труде на пользу человечества, если она отлетает от реальной действительности лишь для того, чтобы глубже в нее проникнуть.
Важным видом воображения является воссоздающее воображение. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах. В своих произведениях художник, поэт или композитор апеллируют ко всем органам чувств человека, к его зрению, слуху, обонянию, заставляя путем фантазии воссоздавать картину, само появление которой обязано творческому воображению автора. Зритель, читающий или слушающий, должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник.
Вот великолепное описание изморенной зноем, полуденной степи: «За тополем ярко-желтым ковром, от верхушки холма до самой дороги, тянутся полосы пшеницы. На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу еще только косят... Шесть косарей стоят рядом и взмахивают косами, а косы весело сверкают и в такт, все вместе, издают звук: «вжжи, вжжи!» По движениям баб, вяжущих снопы, по лицам косарей, по блеску кос видно, что зной жжет и душит. Черная собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке, вероятно, с намерением залаять, но останавливается на полдороге и равнодушно глядит на Дениску, грозящего ей кнутом: жарко лаять! Одна баба поднимается и, взявшись обеими руками за измученную спину, провожает глазами кумачовую рубаху Егорушки. Красный ли цвет ей понравился, или вспомнила она про своих детей, только долго стоит она неподвижно и смотрит вслед...».
Некоторые люди имеют дурную манеру пропускать или бегло проглядывать в книгах описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет героя. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют свое художествеиное восприятие. Если прочитать приведенный выше отрывок бегло, наскоро, то фантазия попросту не успевает развернуть перед нами яркую и красочную картину знойной степи.
Поэтическое восприятие, имеющее в своей основе воссоздающее воображение, требует вдумчивого чтения, внимательного рассматривания картины, слушания серьезной музыки.
Отличной школой воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности. Предварительное ознакомление с местностью по карте дает возможность увидеть ее с большей зоркостью, чем если мы не имеем о ней никакого понятия. Об этом хорошо пишет К- Паустовский: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.
Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи звучные названия — Югорский Шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.
Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».
Разумеется, такое воображаемое путешествие должно сопровождаться изучением различной соответствующей литературы и других материалов. К. Паустовский, прежде чем начать писать книгу о «Кара-Бугазе» и задолго до путешествия к этому удивительному заливу, в воображении своем странствовал по угрюмым берегам Каспийского моря и одновременно с этим читал Пржевальского и Анучина, Свена Гедина и Вамбери, Мак-Гахама и Грум-Гржимайло, дневники Шевченко на Мангышлаке, историю Хивы и Бухары, докладные записки лейтенанта Бутакова, труды путешественника Карелина, изыскания геологов и стихи арабских поэтов. Все это послужило материалом для его работы и оказалось причиной того, что на тех местах, где он вскоре стал жить и работать, как сам он отмечал, остался как бы легчайший след воображения, дополнительный цвет, дополнительный блеск, некая дымка, не позволяющая смотреть на них скучными глазами.
Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психологического облика человека. Пространственное воображение, столь необходимое при изучении стереометрии и начертательной геометрии, развивается при внимательном изучении чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах.
Навыки воображения развивал у будущих актеров К. С. Станиславский: он предлагал ученику, у которого бездействовало воображение, какой-нибудь простой вопрос. Чтобы дать более удовлетворительный ответ, ученику приходилось либо тотчас же расшевелить свое воображение, заставить себя увидеть внутренним зрением то, о чем его спрашивают, либо подойти к вопросу «от ума, от ряда последовательных суждений».
Работа воображения, замечал К. С. Станиславский, очень часто подготавливается и направляется такого рода сознательной, умственной деятельностью. Но вот ученик что-то увидел в своей памяти или воображении, перед ним встали определенные зрительные образы. Пробудив раз воображение, он мог увидеть то же два, три, много раз. Однако бывало и ленивое воображение, которое не всегда отзывалось даже на самые простые вопросы. Тогда преподавателю ничего не оставалось, как задав вопрос, самому же подсказать ответ на него. Если предложенное учителем удовлетворяло ученика, он, принимая чужие зрительные образы, начинал по-своему что-то видеть.
При подобном способе, предложенном Станиславским, сам ученик перенимал у учителя прием подстегивания своего воображения, начинал будоражить его вопросами, которые теперь подсказывала ему работа его собственного ума. Так образовывалась привычка сознательно бороться с пассивностью, вялостью своего воображения.
Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам.
Развитие воображения неразрывно связано с развитием личности человека в целом. Один из первых исследователей воображения, французский психолог Рибо, сделал попытку найти закономерность развития воображения и даже выразить ее математически. Согласно Рибо, творческое воображение проходит три стадии, или фазы, развития. Первый период охватывает детство, отрочество и юность — это эпоха игр, сказок, романтизма, период безраздельного господства фантазии. Второй — характеризуется столкновением вымысла, субъективного воображения с объективностью мышления, с рассудочным отношением к жизни. Наконец, в третьем периоде фантазия полностью подчиняется интеллекту и вытесняется последним.
Нетрудно заметить и понять, что «закон Рибо» не столько характеризует общечеловеческие закономерности развития воображения, сколько выражает некоторые специфические черты развития личности человека в буржуазном обществе. Типичную для молодого человека, живущего в условиях капитализма, «утрату иллюзий», отказ от заветных мечтаний, уход в прозу жизни Рибо возводит в общий закон развития воображения. Вступая в жизнь и сталкиваясь с лживыми нормами буржуазной морали, жестокой эксплуатации человека человеком, громадным социальным неравенством, юноша и девушка вынуждены расстаться с идеалами, мечтами и надеждами. Этого требует капиталистический строй, где господствует «бессердечный чистоган». Естественно, что там фантазия полностью вытесняется из повседневной жизни людей, либо сохраняется в самых пассивных своих формах.
Иное дело в нашей стране и в странах лагеря социализма. Наша действительность открывает перед каждым человеком, и прежде всего перед молодежью, неограниченные просторы для приложения творческих сил. Вчера еще полет к звездам был темой для научно-фантастических романов, которыми зачитывалась молодежь. Сегодня лучшие представители молодого поколения строителей коммунизма Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович воплотили эту мечту в жизнь. «Страна мечтателей, страна героев» — поется в одной из любимых комсомольских песен. Эти слова не-даром стоят рядом: в Советской стране на каждом шагу замечательные, смелые, дерзкие мечты воплощаются в героические дела во славу нашей Родины.

Реклама: