Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Поиск на уроке

«Откройте тетради. Записываем. Тема сегодняшнего урока — «Не и ни с местоимениями». Иванов, к доске. Запиши парами следующие слова: никто — некто, ничто — нечто. Обратите внимание, что под ударением пишется не, а без ударения — ни».

Это образчик подачи знаний в готовом виде. Дети слушают формулировку правила, записывают несколько примеров, и, если они все поняли, считается, что урок своей цели достиг.
Было объяснение, было закрепление, но не было умственного напряжения, активного поиска, радости постижения, открытия. Скучный предмет эта грамматика, но приходится терпеть.

А теперь представим себе ведение этой темы таким образом. На доске записываются те же два слова: никто и некто. Затем учитель подписывает под словом никто слово ничто и обращается к классу с вопросом: «А что надо написать под словом некто?-» Таким образом класс сразу втягивается в поиск: надо уловить закономерность, которой будет соответствовать четвертое слово, а для этого необходимо определить, какое сходство и какое различие существует между словами, которые уже записаны. И далее оба ряда слов — с ни и с не — выстраиваются уже силами самих учащихся, после чего учитель предлагает классу произвести обстоятельное сравнение двух рядов. Так учащиеся подводятся к тому, чтобы самостоятельно «открыть» правило.
Когда они уже схватили суть, есть еще один этап работы, который школьники тоже могут осуществить самостоятельно,— это словесная формулировка найденной закономерности. Конечно, учитель может дать свою формулировку или (так делают многие) предложить одному из учеников прочитать ее по учебнику, а потом попросить других повторить (ради закрепления). Но тогда класс лишится одного из интереснейших и труднейших моментов поисковой деятельности — поиска адекватного выражения мысли в слове, «мук слова». Если же ученики проделают все эти этапы работы самостоятельно, добытое ими нехитрое грамматическое правило будет так же отличаться от внимательно прослушанного и добросовестно выученного, как истина отличается от банальности.

Как писал немецкий педагог Гербарт, плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

Реклама: