Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

«И старым бредит новизна...» (ч.1)

Любая получаемая человеком информация интересна для него только тогда, когда в ней есть и новое, и старое, уже знакомое.

Совершенно незнакомое будет непонятным (например, разговор на чужом языке) и, следовательно, неинтересным, а старое без элемента новизны не привлечет внимания. Новое, незнакомое интересно тогда, когда в опыте человека уже есть что-то такое, с чем это новое можно сопоставить. Понимание и есть установление связи известного с еще неизвестным, но актуальным.
Перегруженность урока новыми сведениями приводит к тому, что ребенок быстро утомляется и перестает эти сведения воспринимать. Недостаточное же количество новой информации на уроке часто становится причиной «информационного голода» (проще говоря, скуки). Особенно страдают этим недостатком уроки русского языка, на которых вся новая информация может свестись к «жи, ши пишутся через и».

Чем теснее связаны старые и новые знания, чем более увязываются они в единую систему, тем больше шансов, что учебный материал будет понятным и интересным. Новое усваивается легко и с интересом тогда, когда оно вплетено в контекст всех ранее усвоенных знаний и сложившихся представлений, когда оно пробуждает свежие ассоциации по поводу того, что уже казалось понятным и знакомым. Это значит, что процесс обучения должен строиться так, чтобы новое дополняло картину мира, а не разрушало ее. Оно должно многочисленными ассоциативными связями прирастать к ранее известному, обретать в этом ранее известном почву и одновременно удорять ее и подпитывать. Однако маловероятно, что это может происходить само собой, без усилий со стороны педагога.
В сознании школьников Некрасов как автор «Кому на Руси жить хорошо» редко объединяется в одно лицо с тем Некрасовым, которого они знали в детстве по «Деду Мазаю» и «Генералу Топтыгину», а выученные в VII классе «Железная дорога» и «Размышления у парадного подъезда» никак не связываются с лирикой, изучаемой в IX классе. Девятиклассники не воспринимают создателя «Войны и мира» как автора «Прыжка» и «Акулы».

К. Д. Ушинский великолепно нарисовал картину таких разрозненных знаний: «...Понятия и даже идеи лежат в голове его такими мертвыми вереницами, как лежат по преданию оцепенелые от стужи ласточки: один ряд лежит возле другого, не зная о существовании друг друга, и две идеи, самые близкие, самые родственные между собой, могут прожить в такой, поистине темной голове десятки лет и не увидеть друг друга».
Поэтому перед введением новой учебной темы имеет смысл провести короткую беседу, мобилизующую знания, которые дети уже имеют по этому вопросу. Эта беседа будет особенно интересной и результативной, если учитель даст команду «свистать наверх» не только те знания, которые приобретались в предыдущих классах, но и те, которые детям удалось выловить из щедрых волн потока информации, изливаемого телевидением, кино, радио и печатью, а также апеллирует к их собственным наблюдениям, собственному жизненному опыту. Тогда старые знания оживут, вольются в новые.

Формы привлечения старых знаний к освоению нового материала могут быть самыми разнообразными: выявление аналогичных ситуаций, сопоставление, противопоставление, прослеживание общих закономерностей, выделение новых сторон в известном, использование старых знаний в новых условиях, с новыми целями. Например, отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копейку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Петра Гринева? Сопоставление этих трех внешне аналогичных ситуаций позволит получить новый уровень знаний: поможет не только углубить характеристику каждого из персонажей, но и увидеть различия между двумя типами дворянской морали и характерные черты морали нарождавшегося в России капитализма.

Продолжение

Реклама: