Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Контроль и оценка знаний

Чем чаще ученик отвечает, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, решил, сделал, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если ученик готов ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно. Идеальной системой обучения была бы такая, при которой каждый ученик отвечал бы на каждый вопрос и получал оценку каждого ответа (не обязательно в баллах, а хотя бы на уровне «правильно-неправильно»). Но это возможно разве только в сказке. А в обычных условиях? Урок — не резиновый, всех не спросишь. Неужели проверять еще больше тетрадей? И все-таки некоторые резервы уплотнения опроса есть.

Хорошо помню уроки географии Т. С. Панфиловой. На каждом уроке она успевала спросить шесть — восемь человек, тратя на это совсем немного времени. К началу урока доска была разделена на три части, и на каждой была нарисована мелом контурная карта изучаемой страны (это входило в обязанности дежурных). Пока три человека у доски выполняли каждый свое задание с контурной картой, четвертый отвечал устно. Вопросы, которые задавала Татьяна Сергеевна, требовали не буквального воспроизведения параграфов учебника, а понимания материала, умения быстро ориентироваться в нем. На-пример: «Отвернись от карты и представь себе, что ты плывешь вдоль побережья такого-то полуострова с севера на юг. Какие устья рек и в какой последовательности будут тебе попадаться?» Или: «Где находится Гвиана, а где Гвинея?»
Использование доски, карточек и других форм уплотненного опроса необходимо, но это очень частичное, неполное решение проблемы контроля и оценки знаний. Ученик, как правило, имеет за учебную четверть четыре-пять, редко восемь —десять оценок, а заданий, учебных тем он должен проработать за эти месяцы многие десятки, и не только учитель не знает, как он с этим справляется, но и он сам этого толком не знает. Да, не так-то просто решить эту вековую проблему. Но хотелось бы здесь поделиться с читателем «воспоминаниями о будущем».

...Учителя, ученые, журналисты тихонько занимают последние парты. Обычный класс. В нем нет никакой обучающей машины. Обычные столы для учеников. На них нет никакой контролирующей аппаратуры. Только миниатюрный кнопочный пульт, расположенный слева от каждого ученика, чтобы правой руке ничто не мешало вести записи в тетради. Каждая кнопка пульта что-то обозначают: букву, знак препинания, цифру. Эти обозначения нанесены на карточку с круглыми отверстиями. Карточка накладывается на пульт, кнопки оказываются в отверстиях. Карточку можно менять, тогда кнопки будут обозначать что-то другое.
Учитель по ходу урока обращается с вопросом ко всему классу. Вопрос поставлен так, что на него можно ответить, нажимая кнопки в определенной последовательности. Дети нажимают нужные кнопки, маленькие лампочки на их пультах вспыхивают и гаснут. Если лампочка погасла, значит, ответ верен. Если продолжает гореть — допущена ошибка. Лампочки учеников, которые дали неверный ответ, не гаснут и на пульте учителя. Поэтому он сразу спрашивает, в чем затруднение, и помогает исправить ошибку.
За стеной слышны негромкие щелчки: это устройство, расположенное в соседнем помещении, обрабатывает получаемую информацию и ведет карту урока, фиксируя, кто из учеников дал ответы, а кто нет. В течение урока все ученики отвечают на все вопросы, и учитель знает об удаче или неудаче каждого не только благодаря лампочкам, вспыхивающим и гаснущим на его пульте, но и благодаря карте, которую он получает от машины по окончании урока..

Это контролирующее устройство — автоматизированный класс с обратной связью —создано в городе Армавире В. А. Зыковым.
Сейчас в стране созданы машины-экзаменаторы и машины-репетиторы. Создается и такая машина, на вопросы которой ученик будет отвечать не нажатием кнопок, а в обычной письменной форме, и машина будет исправлять ошибки прямо по ходу письма. В школьный обиход входят компьютеры и микрокалькуляторы. Изучаются возможности применения этих устройств в учебном процессе, их влияние на работу школьников, положительные и от-рицательные стороны работы с ними, возможности компьютеризации различных учебных предметов.
Пусть не торопится читатель вздохнуть о том, что «жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе». Может быть, эти устройства войдут в наш повседневный обиход в совсем недалеком будущем, как, например, телевизоры, о которых мы не могли даже мечтать еще лет сорок назад.

Реклама: