Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Каким будет наш ребенок? (ч.1)

«Каким будет наш ребенок?» — этот вопрос по-особому волнует молодых родителей, ожидающих ребенка. Кто будет: мальчик или девочка? Здоровым ли родится ребенок? Какой у него будет цвет волос, какие глаза? И конечно, родителям очень хочется, чтобы их ребенок был красивым, особенно, если родится девочка. Ожидание ребенка одновременно выдвигает перед родителями и многие проблемы, так как каким быть ребенку зависит главным образом от воспитания. На вопрос родителям «Какими они хотят воспитать своих детей?» ответы, как правило, похожи и сводятся в основном к таким:

«Дети должны стать высокообразованными людьми, они должны добросовестно учиться и работать».
«Мы хотели бы, чтобы они были добрыми и порядочными».

«Они должны уметь работать, любить труд, уважать своих родителей».
«Они должны думать о благе других людей и всего общества, а не только о себе».
воспитание личности Общество в целом ставит перед собой те же воспитательные цели, и все, кто воспитывает детей, не должны жалеть сил для их осуществления, потому что образование и постоянное стремление к знаниям формируют нравственную позицию и политические убеждения, которые составляют основу характера человека с присущими ему эмоциями и темпераментом. Все это делает человека тем, кто он есть: единственной и неповторимой личностью.

Но человек, отвечающий высоким требованиям, как всесторонне образованная личность, не развивается сам собой. Необходимы множество самых разных усилий, тысячи воспитательных действий и вмешательств, чтобы сформировать в ребенке чувство правды, добра и красоты. Немыслимо это осуществить, если воспитатель не обладает высокой культурой. Для всестороннего воздействия на личность в нашем государстве есть все предпосылки.
Иной подросток последовательно вступается за права других людей, даже если эти люди не принадлежат к его друзьям. Следует ожидать, что и взрослым он будет думать о других людях и не останется в стороне от общественных проблем. Другой подросток проявляет активность, только если речь идет о нем самом. Здесь воспитателю необходимо вмешаться с тем, чтобы обратить внимание молодого человека на других людей, научить его заботиться об окружающих и сформировать таким образом важную черту характера личности.
Часто человек попадает в ситуации внутренней борьбы, когда он мучается сомнениями, прежде чем примет решение. Поскольку мы хотим видеть нашего ребенка порядочным, мы ожидаем, что в нем победит добро, что он поведет себя в соответствии с нашими взглядами и моральными нормами, что отклонение от нормы вызовет у него угрызения совести и ему захочется исправиться. «Голос совести — это внутренняя потребность действовать так, как полезно, необходимо, красиво».

Итак, черты характера связаны со шкалой моральных ценностей. Порядочный человек поступает нравственно и не отступает от моральных норм. Характер человека воспитывается и выражается всюду, где человек вступает в контакт с миром, везде, где он играет, учится или работает. Наши дети не только наблюдают поведение других людей, они его анализируют, у них складывается свое мнение о поступках окружающих. Так возникает определенное отношение к поведению других. Это отношение (у каждого в разной степени) обусловлено нрав-ственным содержанием существующих в окружающей ребенка среде моральных принципов, оно существенно влияет на мышление и поведение ребенка, а через них и на развитие его ха-рактера. Как относятся друг к другу члены семьи, существуют ли между ними взаимное понимание, помощь и забота или же преобладают грубость, несдержанность и раздражительность — все это оставляет в душе ребенка глубокие следы. Сгладить их труднее, чем случайное отрицательное влияние товарищей по игре.
Если у ребенка или молодого человека, который всегда остается ребенком для своих родителей, есть чувство, что все его большие или маленькие заботы и проблемы находят дома понимание, то у него возникает готовность перенять оценки, моральные нормы, взгляды на жизнь и способ поведения родителей. Но при этом родители не должны думать, что поведение и характер детей, которых они наблюдают дома, точно так же проявляются и вне родных стен.

Как часто родители бывают просто поражены, узнав, что их ребенок, такой послушный дома, ведет себя в школе вызывающе. Иногда они просто отказываются этому верить. Про-тивоположный случай тоже не редкость: в классе и пионерском отряде ребенок ведет себя образцово, думает о других, выполняет требования школьного распорядка. А дома ему совсем не хочется выполнять какие-то обязанности. А бывает и так, что ни родители, ни учителя не могут сказать, какой у ребенка характер, хотя внешне все в порядке. Речь идет не о так на-зываемых трудных детях, которые доставляют нам в жизни наибольшие хлопоты, а как раз о незаметных, тех, кого учителя называют «ни рыба ни мясо» или «тихони».
Упрямым, ершистым детям родители и учителя уделяют много внимания, они ищут причины такого поведения. Если при ЭТОМ удается добиться взаимопонимания и сотрудничества с самими детьми, то верный путь для воздействия на ребенка обычно бывает найден. Но дети и подростки, которые едва заметны, потому что малоактивны и редко выражают собственную во-лю, в какой-то мере ускользают от воспитательного воздействия. Они, правда, тоже как-то справляются со своими трудностями, находя свой путь в жизни, но доставляют при этом мало радости изыскательным родителям.

Продолжение

Реклама: